Колясочникам нет доступа в метро, а детям-инвалидам - в школы

Сегодня Международный день борьбы за права инвалидов. Корреспондент «Комсомолки» узнавал, что в Харькове доступно людям с ограниченными возможностями, а о чем приходится только мечтать.

Еще пару лет назад театры, стадион «Металлист» и даже исполкомы были недоступны для колясочников. Ситуация улучшилась, но есть еще куча мест, куда инвалид без посторонней помощи не попадет.

«Металлист» позаботился обо всем

Глобальная проблема харьковских инвалидов - неудобные подъезды жилых домов. Об их реконструкции пока можно только мечтать.

- За два года очень много сделано, есть серьезный прогресс. Все новые здания сдаются с пандусами, в горисполкоме установлен специальный подъемник, райисполкомы оборудованы пандусами, решены вопросы по доступности санузлов. Выросло количество звуковых светофоров, - перечисляет вице-президент общественной организации инвалидов «Креавита» Елена Шингарева. - В рамках подготовки к Евро-2012 мэрия собирается купить 100 низкопольных автобусов и трамваев. Сейчас таких в городе восемь, они обслуживают Рогань, Алексеевку, проспект Гагарина.

Знакомый Елены, пять лет просидевший безвылазно дома, недавно испытал культурный шок после посещения стадиона «Металлист». Во время реконструкции здесь сделали все, чтобы инвалиды не чувствовали себя ущемленными. Для них оборудованы 104 места в первом ряду.

А вот в дельфинарии комфорт для инвалидов пока обеспечивают сотрудники, а не техника.

- На стадии проектирования все было хорошо, но лифт находится в недостроенном корпусе, - разводит руками Елена. - Игорь Шурма договорился с директором дельфинария. Колясочникам помогают попасть в зрительный зал сотрудники.

Светофоры «говорят» недостаточно громко

Подземка - в рейтинге неудобных мест для инвалидов на первой позиции. В помощь незрячим на нескольких станциях установили звуковые маячки, а вот колясочники от метро отрезаны в принципе.

- Директор метрополитена как-то пообещал: «Мы, если надо, сами занесем человека и вынесем», но подземный транспорт становится менее доступным. Раньше я проходил через боковой турникет, теперь надо знать, куда прикладывать карточку, а турникеты на всех станциях разные, - жалуется инвалид по зрению Владимир Носков.

Говорящие светофоры - помощники незрячих. Сейчас в городе ими оборудованы 20 перекрестков, а в планах - еще 30. Но и с этим изобретением не все слава богу.

- Качество звучания не на всех светофорах удовлетворительное. На «Стекляшке» оно хорошее, а на перекрестке перед магазином «Мелодия» и на Совнаркомовской звук глухой, в двух метрах его не слышно, - объясняет руководитель общественной организации незрячих юристов Олег Лепетюк.

Подробности

«Инватакси» работает без перебоев

Проблемы специального такси, обслуживающего людей с особыми потребностями, остались в прошлом. В этом году оно обеспечено всем необходимым. Три микроавтобуса ежедневно выезжают по вызовам. Сейчас в Харькове 1500 инвалидов-колясочников, треть из них - клиенты «Инватакси». Каждый имеет право на три поездки в месяц.

- В основном люди ездят за покупками, в поликлинику, дельфинарий, на стадион. Число клиентов «Инватакси» все время растет, - отмечает Елена Шингарева.

Кстати

Колясочники пойдут в первый класс

Дети-инвалиды лишены возможности получать нормальное образование, сетуют наши эксперты. В Украине - только одна школа, которая может принять малыша на коляске - в Белой Церкви.

- Сейчас таким детям уделяют минимум внимания. Два часа занятий в неделю - разве это можно считать образованием? Наши школы просто не адаптированы к приему таких детей, - сетует Елена Шингарева.

Впрочем, в нашем городе эту проблему обещают решить в ближайшее время. Три харьковских малыша, которые передвигаются на инвалидных колясках, первого сентября пойдут в первый класс. Первый этаж одной из школ на Холодной Горе будет оборудован с учетом потребностей таких детей. Со временем туда смогут на специальном микроавтобусе возить малышей со всего города.

Фото из архива «КП»