В городе-герое, где совместно базируются два флота, только и говорят о достигнутых соглашениях и ратификации. Ведь это и зарплата, и учеба, и жизнь тех, кто вырос и служит в Севастополе.
- Россия поступилась ценой на газ ради своих Вооруженных сил, разве это не пример нормального отношения к военным, - говорит украинский морской офицер в отставке, попросивший не называть его фамилию. - И хотя в модернизации нуждается около 90 процентов кораблей ЧФ, соседи умудряются держать свои устаревшие корабли в приемлемом состоянии. Да, крейсер «Москва» имеет проблемы с двигателями, есть нарекания в плане его пожаробезопасности, но он ведь ходит, выполняет задачи. (О том, что ЧФ России имеет в Севастополе, читайте в «КП» от 27 апреля и на сайте kp.uа). А у нас из 28 единиц к концу года останется 18. Причем считая все, что еще держится на плаву. А если сказать по правде, то в море способны выйти только с десяток судов. И это, кстати, совсем не значит, что они в состоянии выполнить поставленную боевую задачу. Так, создать видимость.
Среди ходовых украинских судов - корветы «Тернополь», «Луцк», «Винница», фрегат «Гетман Сагайдачный». А корабль управления «Славутич» вообще отдувается за весь флот, принимая участие во всех совместных учениях. Недавно он вышел из Констанцы и 29 апреля прибыл в Севастополь.
Есть еще большой десантный корабль «Константин Ольшанский». Он тоже на ходу.
- Мы понимаем, в России к вооруженным силам относятся несколько иначе, чем у нас, - присоединяется к разговору другой офицер. - Но нам этот контраст очень заметен. Что говорить, если денежное довольствие российских черноморцев в 3-4 раза выше украинских. Командир «Москвы» вообще получает около 40 тысяч гривен. Меньше 3600 гривен на ЧФ никому не платят, у нас же - 1600.
- Это мы еще не берем в счет обеспечение пайком, в Украине военные об этом давно забыли, - сетует капитан первого ранга. - А вещевое имущество? Дошло до того, что офицеры штаба ВМСУ сами покупают форму, начиная с тужурки и заканчивая фуражкой.
- Сокращений у россиян тоже хватает, но боевая подготовка идет, - сокрушается другой офицер. - Нас же балуют командно-штабными учениями, которые проводятся за компьютерами. Сели в трех кабинетах и «повоевали» за экраном монитора.
- По крайней мере совместное базирование друг другу не мешает, - говорит эксперт Центра исследований армии, конверсии и разоружения Дмитрий Богданов. - Когда я служил на «Славутиче» и был пожар, то черноморцы безо всяких документов дали регенеративные патроны. Да, поначалу было такое, что рубили и концы, но это больше эмоции. Противостояние прошло в течение двух-трех лет. Ведь живут офицеры в соседних домах, дети учатся в одних школах.
Военно-морские силы Украины включают:
- около 13 тысяч человек личного состава,
- 26 боевых кораблей и катеров,
- 8 противолодочных вертолетов,
- 4 противолодочных самолета,
- 55 судов и катеров обеспечения,
- 39 танков,
- 178 боевых бронированных машин,
- 52 артиллерийские системы (калибра более 100 мм).
ОБЛОМ
«Украина» превратилась в кусок железа
Россия не раз проявляла заинтересованность и пыталась приобрести недостроенный ракетный крейсер «Украина» (единственный в нашей стране). Но не договорились. Сейчас он находится в состоянии консервации и является собственностью Николаевского судостроительного завода.
- Но проблема еще и в том, что на «Украине» нет основного ударного ракетного комплекса. «Базальт», который планировалось установить, морально устарел. Россия его уже не производит, хотя тактико-технические характеристики неплохие, - говорит эксперт Центра исследований армии, конверсии и разоружения Дмитрий Богданов. - Пока верхи договаривались, на смену комплексу третьего поколения крылатых ракет пришел более дешевый, но не менее эффективный - четвертого поколения. Если на корпус ставить старый, то его придется эксплуатировать еще лет 25, а значит, содержать инфраструктуру. Зачем такая обуза? А переделывать проект под новый комплекс тоже затратно.
Кстати, крейсер «Украина» самой Украине абсолютно не нужен. Одно техническое обслуживание, заправка топливом, по расценкам 1996 года (когда его предлагали купить), стоили столько, сколько содержание всего флота Украины!
А В ЭТО ВРЕМЯ
Россияне кинулись покупать квартиры в Севастополе
После ратификации Договора о пребывании ЧФ в Севастополе еще на 25 лет россияне стали проявлять заметный интерес и к крымской недвижимости. Если в прошлом году сделки на покупку квартир с их стороны в городе-герое были единичными, то в сейчас специалисты отмечают оживление.
- Действительно, спрос на жилье в Севастополе со стороны россиян заметно вырос, - сообщил «КП» директор маркетинга и продаж севастопольской строительной компании Геннадий Рудаков. - Это скорее психологический фактор, уверенность в том, что теперь не будет никаких ограничений, в частности в плане языка. Также улучшилась политическая обстановка между нашими странами, замедлились последствия кризиса, а это тоже влияет на покупательский спрос.