Министра Кабинета министров популярной фигурой в политике не назовешь. Пожалуй, он сам так решил: мало общается с прессой, не делает сенсационных заявлений (это, впрочем, вообще не в стиле нынешнего правительства). Толстоухов - доктор философских наук, и философия не только его профессия, но и в первую очередь - образ мышления. Он привык отстраненно наблюдать за баталиями во власти и политике, и при этом умеет давать точную и емкую оценку. А о своем правительственном посту, который он с перерывами занимает еще со времен премьерства Евгения Марчука, говорит с иронией: «Если сравнить мое нынешнее положение с воздушным пространством, то я с удовольствием летаю на ПО-2, хотя давно уже освоил все виды сверхзвуковых истребителей».
«КП» попросила Анатолия Владимировича оценить нынешнюю политическую ситуацию в стране.
- Анатолий Владимирович, нынешняя политическая система в Украине: насколько она изменилась после принятия Радой поправок к Закону о регламенте?
- Она кардинально и качественно изменилась после выборов. Мы впервые получили президента, который таковым стал, а не случился. Причем стал, доказав, что в 2004-м он был не допущен к власти так называемой революцией.
Пройдя через еще одно премьерство и оппозицию, Виктор Янукович подтвердил свой всенародный статус. Только после этого у парламента появился шанс не быть распущенным, а правительство Юлии Тимошенко начало собираться на выход, освободив место новой исполнительной власти, под ногами которой не зыбкая почва обмана, интриг и популизма, а фундамент для антикризисных мер, стабилизационных шагов, реформ - модернизации. Изменения в регламент, ставший законом, - это маленькая деталь большого механизма, запущенного президентом. Ее пытались представить «не лицензированной», но у КС Украины другое мнение. И слава Богу, оно окончательное, и обжалованию не подлежит. Первые 50 дней президента, коалиции и правительства показывают: мы имеем ситуацию, в которой шанс начинает брать верх над кризисом. Украинско-российские отношения - лучшее тому подтверждение.
- Может ли быть в нашей стране консолидированная оппозиция?
- У нас раньше была странная ситуация. Власть враждовала с оппозицией. Оппозиция становилась властью, но и там вела себя как оппозиция. Власть в оппозиции больше напоминала власть, которая ждет своего времени. Теперь власть становится единой, а временное оппозиционное дерево превратилось в долголетнее властное. Конечно, со временем у нас будет оппозиция не в нескольких субъектах и экземплярах. Сегодня они выясняют: кто умнее, кто красивее… Думаю, что Арсений Яценюк в этой ситуации меньше всего будет думать, как примерять на себя костюм джентльмена.
- Перспективы и опасности, которые подстерегают власть, каковы они?
- Любая власть всегда на тропе перспектив и опасностей. Далеко не любой удается, уклонившись от опасностей или выдержав поединок с ними, реализовать перспективу. Сегодня главное - не взлететь выше своих обязательств и реалий жизни. Не разбиться на «корпоративчики по интересам», замешанные на должностях и влиянии. Не опуститься морально до уровня тех, кому отказал народ. Все остальное нам по силам и по плечу.
- Вы занимали пост министра Кабинета министров в 2004 году. Как изменились с тех пор работа правительства, вызовы, стоящие перед Украиной, и инструменты для решения существенных проблем?
- Все годы независимости, как показала жизнь, в силу объективных причин и субъективных факторов мы работали во «временных правительствах». Сегодня можно смотреть дальше одного года трех месяцев (средняя продолжительность жизни всех правительств Украины), а значит, и работать по-другому: не окапываться в политике, а обустраивать жизнь.
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ
Это стихотворение Анатолий Владимирович написал «КП» в качестве автографа:
Первых полста дней Кабмина -
И не бомба, и не мина,
Напряженная работа
Без ночей и выходных…
Чтоб безвластье прекратилось,
Украина помолилась.
Ведь одна у нас забота,
И все беды в нас самих…