Первая героиня Советского Союза [ФОТО]

27 апреля исполнилось 100 лет со дня рождения легендарной советской летчицы Валентины Гризодубовой.

Перед перелетом на Дальний Восток. Слева направо: Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и Марина Раскова.

РОДИТЕЛИ СКРЫЛИ ДВОРЯНСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДОЧКИ

Валентина была единственным ребенком первого авиатора Харькова Степана Гризодубова. Талантливый техник, построивший собственными руками три аэроплана и научившийся летать на них, привил и дочери любовь к небу.

О детстве Вали мало что известно - даже по поводу даты появления на свет долго не было ясности. Сама летчица всегда праздновала день рождения 31 декабря. Однако в некоторых источниках значится, что она родилась 27 апреля (14-го по старому стилю) 1910 года. Лишь недавно директор Харьковского мемориального музея-квартиры семьи Гризодубовых Виталий Власко выяснил: путаница возникла в смутные революционные годы, причем из-за того, что родители хотели скрыть происхождение Вали - ее дед Михаил Иванович Гризодубов, 40 лет отслуживший в полиции, был награжден орденом Владимира IV степени и удостоен дворянского звания с правом передавать его по наследству.

- Никакого звания Героя Советского Союза, никаких рекордов Валентине бы не светило, если бы где-то всплыла информация о ее происхождении, - поясняет Виталий Власко. - В 1930-х годах, когда она стала знаменитой, писали, что Гризодубова то из крестьянской семьи, то из семьи бедных техников, и все такое прочее. Между тем в метрической книге Мироносицкой церкви за 1909 год сохранилась запись за 4 мая - в тот день Валентину крестили, а родилась она 14 апреля по старому стилю.

Валя Гризодубова на аэроплане отца.

Мать Гризодубовой - Надежда Андреевна была модисткой и, уходя к заказчикам на дом, часто оставляла малышку с мужем. Неудивительно, что увлечение отца авиацией передалось и ребенку. Сохранились фотографии, на которых маленькая Валя сидит на аэроплане, сконструированном отцом.

- После революции Степан Васильевич возглавил планерную секцию Общества авиации воздухоплавания Украины и Крыма, ездил в Коктебель. Во всех поездках с ним была и Валентина. Там девушка освоила полеты на планере. Несколько позже, в 1928 году, в Харькове открылась школа пилотов гражданской авиации, и Валентина поступила в нее учиться.

ПЕРЕЛЕТ ДЛИНОЙ В 26 ЧАСОВ

В 1937-м за неполные три недели октября Гризодубова установила пять рекордов на легкомоторных самолетах. Ее сразу заметили в верхах. Тогда высоким начальникам не давали покоя достижения иностранных женщин-авиаторов. Было принято решение превзойти их всех.

Для установления рекорда дальности полета выбрали дальний бомбардировщик ДБ-2, от которого отказались военные.

- Для того времени это был очень хороший самолет, - уверяет Виталий Евгеньевич. - Однако он был негерметичен, имелось много недоработок, хотя подготовили к полету машину нормально.

24 сентября 1938 года начался беспосадочный перелет на Дальний Восток. Три летчицы - Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова - вылетели на самолете под названием «Родина» с аэродрома в Чкаловском. Гризодубову назначили командиром экипажа.

Перелет длился 26 часов 29 минут, за это время ДБ-2 пролетел 6450 км. Летчицам пришлось выдержать нечеловеческое напряжение. Вместо высоты 5000 метров они поднялись на 7500 м - пришлось так поступить из-за обледенения и болтанки. А неопытность штурмана чуть не стоила жизни всему экипажу.


- Марина Раскова в первую очередь была сотрудником НКВД, а потом уже летчиком и штурманом. Ее назначили в экипаж, потому что не было женщин этой профессии, к тому же нужен был надзиратель, - продолжает свой рассказ Виталий Власко. - За неделю до перелета арестовали инженера-связиста, который готовил Раскову к перелету, а новый забыл дать им коды радиосвязи. Когда начались проблемы со связью, Раскова открыла астролюк, чтобы сориентироваться по звездам. В этот момент у нее выдуло полетные карты, штурманская кабина заморозилась, в результате отказало оборудование. В итоге Гризодубовой пришлось вести самолет по магнитному компасу.

С сыном Валерой.

Вероятность попасть на японскую территорию была высока. В страхе пересечь границу летчицы пролетели лишних 150 км и сели недалеко от Комсомольска-на-Амуре. Если бы облачность не рассеялась, «Родина» почти наверняка упала бы в море.

25 сентября Гризодубова посадила бомбардировщик в тайге на замерзшее болото. Поиски экипажа, побившего рекорд дальности полета, вели до 4 октября. В Москву летчицы вернулись 27 октября, а 2 ноября стали Героями Советского Союза. Это были три первые женщины, получившие высокое звание. Гризодубова шла первой по алфавиту, да и по заслугам тоже.


ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Валентина ГРИЗОДУБОВА (1909-1993). До войны работала летчиком-инструктором в Тульской авиационной школе, пилотом в агитационной эскадрилье. С 1942 года командовала полком авиации дальнего действия. В подчинении Гризодубовой были только мужчины. Во время Великой Отечественной войны совершила более двухсот боевых вылетов, из них 132 - ночных.


После войны руководила одним из НИИ авиационной промышленности.

Гризодубова - первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза. И единственная женщина, удостоенная двух званий - Герой Советского Союза и Герой Соцтруда.

В ТЕМУ

Личная жизнь не сложилась

Только после перелета на Дальний Восток Гризодубова получила квартиру на Ленинградском проспекте в Москве, до этого с семьей жила в коммуналке. Сюда к ней как депутату Верховного Совета СССР приходили люди. За время депутатства она написала более 5 тысяч официальных запросов по репрессированным. Благодаря ходатайству двух заслуженных авиаторов - Гризодубовой и Михаила Громова - вернули с Колымы Сергея Павловича Королева.

А вот личная жизнь Валентины Степановны не сложилась. Еще до войны она познакомилась с пилотом Виктором Соколовым, в 1936-м у пары родился сын. Сразу же в Москву из Харькова нянчить внука отправилась бабушка. Именно она и стала причиной размолвки между супругами. Современники вспоминали, что теща буквально доконала своего зятя упреками.


- Она любила повторять: «Моя дочь - Герой Советского Союза, а что ты из себя представляешь?» В результате он собрал чемодан и ушел, - рассказывает Виталий Власко.