В Киев Наталья Николаевна приехала по приглашению агентства «Премьера», которое организовало в столице цикл встреч «Золотые страницы советского кино». Легенда и первая красавица советского кинематографа и сейчас выглядит превосходно.
- Я верю в то, что хорошие мысли и отсутствие злобы благоприятно сказываются на внешнем виде, - говорит киноактриса.
О РОДИНЕ
- Со временем у меня в жизни изменились приоритеты. То, что было самым важным в жизни, исчезло из сознания, и наоборот - то, что было обыденным, становится очень важным. Я это говорю к тому, что сейчас, живя в России, постоянно подчеркиваю, что я родом из Украины, из Харькова. Я там училась, у нас была школа для девочек.
Школу не любила. Терпеть не могла физику, математику, тригонометрию. А теперь думаю, что школьная пора - одна из самых лучших в моей жизни. За все годы обучения у нас никогда не было предательства, зависти, доносов. Не было ничего такого, что потом в сознательной жизни случалось очень часто.
В мае опять буду на родине - поеду в Харьков.
О ПЕРВОМ ФИЛЬМЕ
- От работы в моем первом фильме «Широкое течение» у меня остались только плохие впечатления. Я тогда еще была студенткой Харьковского театрального института. Меня пригласили сниматься в кино сначала в Киев, а потом - в Крым. Киношники почему-то никогда не успевали снимать лето летом. Поэтому пришлось ехать в Крым осенью.
Было очень холодно, а я не захватила теплых вещей. Поэтому меня съемочная группа согревала алкоголем. И так постепенно-постепенно я начала меняться. За полтора месяца съемок поправилась на 13 килограммов!
Мало того, в одном из эпизодов я должна была доплыть до маленького камня в море, а вода была ледяная. До камня-то я доплыла, а назад уже не могла - одеревенели руки-ноги. Пришлось меня оттуда снимать.
|
О ТОМ, КАК ХОТЕЛА ПРОВАЛИТЬ КИНОПРОБЫ
- Меня пригласили работать в картину Ивана Пырьева «Наш общий друг». Но когда мы встретились, я поняла, что он сравнивает меня с Людой Гурченко, которая должна была играть, но в последний момент между ними произошел какой-то разлад.
Короче, попала в жуткую ситуацию: быть Гурченко не смогу, но и отказать тоже. И я решила пойти на хитрость: не спать всю ночь, чтобы на пробах плохо выглядеть. По такому случаю отправилась в гости, просидела там до утра. Но разве в юности это действует? У меня был такой же румянец, голубые глаза… Правда, во время проб произошел другой казус: Пырьеву что-то не понравилось в моем костюме, он подошел и разорвал на мне блузку. Я была в ужасе! Но когда чего-то не хочешь, это должно случиться. Мои качества совпали с характером героини, и меня взяли.
О «ТРИ ПЛЮС ДВА»
- Эту комедию часто показывают на телевидении. Но мало кто знает, что смотрит не то кино, которые мы изначально снимали. Дело в том, что первые дубли - самые лучшие - мы снимали для широкоформатных экранов, а вторые - для колхозных передвижных установок. Первая - самая лучшая - копия со временем потерялась, и теперь зритель видит ту, которая снималась для показа в сельских клубах.
Когда мне показали сценарий «Три плюс два», я решила, что буду играть укротительницу - она мне больше нравилась. Обычно хищники и актеры снимались отдельно, а в процессе монтажа создавалось впечатление, что все происходит в реальности. Так собирались сделать и на этот раз. Но ко мне подошел Вальтер Запашный и сказал, что у него есть ручной шестимесячный тигр, почти кошка, с которым я могу сняться без проб. Только предупредил, чтобы я вела себя уверенно и не подавала и признака страха. Но когда я увидела, что ко мне идет огромный белый тигр, едва не потеряла дар речи.
Начали съемку, я улыбалась как положено, и вдруг почувствовала, как клыки тигра, которого сзади держал Запашный, проехались по моему правому плечу. До конца дубля я держалась как могла, а потому пулей вылетела с арены. А обиднее всего было то, что дубль не удался, и надо было сделать еще несколько. Но снова войти в клетку с тигром я себя не могла заставить. Так что трюки снимали по старинке: тигры - отдельно, я - отдельно.
О ВНЕШНОСТИ
- Я вообще очень остро воспринимаю все, что делаю. Не могу смотреть на себя в кино: отсматривая материал, пряталась под стол. Все мне кажется, что можно было сделать намного лучше.
Всю жизнь я себя считала толстой и некрасивой и боролась с весом. Когда режиссер Эмиль Лотяну предложил мне роль балерины Матильды Ксешинской, я удивилась: я же толстая! «Ну, похудеешь», - ответил мне Эмиль.
Даже если роль небольшая, то я у себя в голове пишу целый роман, как и почему человек стал таким. Пишу о том, чего не могло быть и чего нет.
ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА
Наталья ФАТЕЕВА родилась 23 декабря 1934 года в Харькове. В 1952-1954 гг. училась в Харьковском театральном институте. В 1958-м окончила ВГИК (мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой).
В 1958-1959 гг. и с 1961 г. - актриса Театра-студии киноактера, в 1959-1961 гг. - актриса Театра им. М. Н. Ермоловой. Снялась в более чем 60 фильмах.
Была замужем за режиссером Владимиром Басовым (от этого брака есть сын Владимир) и за летчиком-космонавтом Борисом Егоровым (дочь Наталья).