Сегодня в стенах правительства витает множество идей, как наполнить бюджет. Одним из способов увеличить поступления чиновники видят увеличение ставок налога на рекламу. Сегодня ставка налога на рекламу составляет 0,5%. Законодатели хотят увеличить этот налог в 6-43 раза! Для телевиденья налог вырастет до 21%, до 15% - для печатных СМИ, 9% - для внешней рекламы. 3% - для радио. За счет этого авторы законопроекта хотят получить больше 1 миллиарда гривен.
Правда, эксперты телеиндустрии и медиа считают, что последствия увеличения в Украине ставок налога на рекламу приведет к коллапсу отрасли и фактически не даст никакого экономического эффекта.
- Введение налога на рекламу в первую очередь ударит по СМИ, которые только справились с последствиями экономического кризиса, - говорит представитель Нацсовета по вопросам телевиденья и радиовещания Татьяна Лебедева. – Судите сами, рекламные бюджеты уже сформированы и рекламодатель не захочет платить дополнительные суммы, а значит эти затраты лягут на сами СМИ, доходы которых уменьшатся.
Специалисты считают, что пострадают местные СМИ, которые обанкротятся или будут перекуплены крупными холдингами. По прогнозам закроются все компании, у которых рентабельность ниже 10-15%.
Народные депутаты, которые приняли обсуждение проблемы, не исключают, что этот закон принят для того, чтобы как раз избавиться от региональных СМИ, которые зачастую подают альтернативныцй взгляд на ту или иную позицию.
- Это приведет к уменьшению плюрализма мнений, - уверена представитель Восточно-европейского института проблем медиа Ольга Большакова. – То есть простые люди не смогут получать информацию из разных источников. В крупных СМИ, начнутся увольнения сотрудников, ведь затраты в СМИ на зарплаты составляют около 60%. Значит именно на зарплатах будут вынуждены экономить владельцы СМИ. Часть творческих коллективов будет сокращена. А из-за этого ухудшится качество продукции украинских СМИ.
В первую очередь, это коснется производства новостей и программ, которые занимаются журналистскими расследованиями.
В дальнейшем, как прогнозируют эксперты, снизится поступление налогов на прибыль и экономический эффект будет сведен практически к нулю.
Эксперты уверены, что этот налог приводит к двойному налогообложению рынка, а значит ставит СМИ, для которых реклама – основной вид дохода, в заведомо дискриминационные условия. Удивление вызывает даже тот факт, что производство оружия в Украине облагается налогом по меньшей ставке.
Из-за того, что налог на рекламу в соседней России составляет 0%, а языковой барьер отсутствует, многие СМИ будут уходить за границу. А значит, украинские деньги будут работать на экономику другой страны.
- Кабмин должен посчитать, поднимет ли этот налог поступления в бюджет,- считает представитель рекламной коалиции Максим Лазебник. – Увеличение себестоимости рекламы, приводит к увеличению ее цены, а значит снижению ее потребления и уменьшению поступлений в бюджет. Кроме того, часть рынка уйдет в тень. Или наши рекламодатели будут размещать рекламу в российских СМИ, которые продаются здесь. Мы уже видим это на примере рекламы алкоголя и табака, которых нет в Украинских СМИ, но спокойно выходят в российском глянце и свободно продаются здесь. Поэтому Минфину нужно просчитать все последствия такого законодательного нововведения.
Кроме того, эксперты говорят, что после увеличения ставки налога, снизятся поступления в пенсионный фонд. В соседней России от этого налога и вовсе отказались. Произошло это из-за того, что многие медиа были вынуждены уйти в тень. В большинстве стран мира такого налога нет. Даже в Европе, в которую наша страна стремится и к законодательству которой Украина пытается адаптировать свое законодательство, подобных налогов не существует.
Эксперты уверены, что любые законодательные акты должны приниматься после всестороннего обсуждения. Однако, никто из представителей правительства на обсуждение проблемы не пришли.