Развалят ли греки Евросоюз изнутри? Часть 2

Несколько недель назад известный немецкий журнал «Фокус» опубликовал на обложке скандальную карикатуру: Венера Милосская с греческим флагом в качестве набедренной повязки показывает всем поднятый вверх средний палец. И подпись: «Обманщики в евросемье».

Скандальная обложка немецкого журнала «Фокус» с Венерой Милосской и подписью «обманщики в евросемье».

Окончание. Начало в номере за 20 апреля с. г. и на сайте kp.ua

МОЖНО ЛИ ИЗ ГРЕКА СДЕЛАТЬ НЕМЦА?

Немецкая пресса обрушила на  жителей Германии массу неприятных фактов из жизни «бессовестных» греков: в 2004 - 2008 годах ЕС перевел Греции 35 млрд евро, из которых 7 миллиардов - средства немецких налогоплательщиков, недобор налогов в Греции ежегодно составляет 30 млрд евро, только на взятки греки тратят 3,5 млрд евро в год, а пенсионный возраст в благословенной Элладе наступает на 6 лет раньше, чем в Германии. Когда до немцев дошло, что по долгам Греции платить, возможно, придется им, они разразились высоконравственными советами грекам в духе: «надо рано вставать и много работать», а также предложили им продать острова.

В стане провинившихся стран, любящих пожить и, следовательно, достойных презрения с бюргерской точки зрения, оказались не только православная Греция, но и католические Португалия (дефицит бюджета 9,3%), Испания (11,4%) и Ирландия (12,5%). Язвительные экономисты даже изобрели аббревиатуру PIGS («свиньи» - по заглавным буквам названий этих стран). Правда, тут же начались споры: следует писать PIGS или PI IGS (добавив туда еще и Италию). Экономический скандал выявил непримиримые противоречия между протестантским прагматичным севером и католическим пылким югом Евросоюза не только в рациональной сфере денег, но и в чувствительной сфере эмоциональной совместимости.


Дарья Асламова в гостях у коммунистической партии Греции.

Экономная, ворчливая Германия с ее оскорбительной добродетелью, буржуазным чувством коммерческой честности и уверенностью в собственной непогрешимости - живой укор для блестящих, но легкомысленных южан. Всякий, кто жил на юге, знает, как трудно здесь дается ровное рабочее усилие и какую безнадежную борьбу ведет тело с расслабляющим климатом. «Как проделать нужную работу с людьми, которые приходят в ужас от всякой работы?» - писал Байрон о греках.

«Когда две Германии объединились, французский президент Миттеран сказал: «Надеюсь, однажды нам не придется пожалеть об этом», - говорит спикер Греческой объединенной конфедерации труда Статис Анестис. - Желание нынешней Германии подстричь всех под одну гребенку напоминает мне Гитлера, который хотел, чтобы все мальчики были скаутами, девочки носили бы чистенькие юбочки, и все обязаны быть красивыми. Немцы говорят: «Вы должны стать такими, как мы, и тогда мы подумаем, помогать вам или нет». Но разве можно из грека сделать немца? Конечно, нет. Германия ведет себя как хозяйка в Европе. Немцы надругались над самыми святыми, непреходящими ценностями греков. Никогда ни одна гречанка не позволит себе такого жеста, какой показывает Венера Милосская в немецком журнале «Фокус». Немцы, не стесняясь, оскорбляют Грецию, которая пострадала от фашизма больше, чем любая европейская страна. В каждой греческой семье был убит хотя бы один человек, изнасилована женщина, ограблен или сожжен дом. Сотни тысяч греков были отправлены на принудительные работы в Германии, а в 1942 году немцы украли все золото, хранившееся в греческих банках. Они к нам так плохо относятся потому, что во Вторую мировую мы были вместе с русскими. Всю ту злость, которую тогда они на нас затаили, и свою мерзкую память немцы выплеснули на нас в то время, когда нам трудно. Немецкий образ жизни греки никогда не будут перенимать. Единственное, что мы просим, - уважения и денег под нормальный процент. Почему Германии, у которой есть промышленность, дают деньги под 1,5%, а мы, не имея ничего, должны брать кредит под 6,5%?» «Может быть, именно потому, что вы не имеете ничего?» - спрашиваю я. «Став членом Евросоюза, Германия получила рынок сбыта в 360 миллионов человек, и Греция - часть этого рынка. Любые немецкие товары могут приходить в Грецию без обкладывания какими-либо налогами. 30% нашего вооружения - из Германии, каждая больница оснащена только немецкими машинами. Мы же теперь семья, а в семье есть не только права, но и обязанности. Вы продаете нам, мы у вас покупаем. А Германия хочет продавать на рынке, но не иметь обязанностей перед этим рынком».

Участники протеста против правительственных «мер экономии» несут символический гроб евро. Фото АП.

Мощную промышленную Германию уже давно обвиняют в экономическом эгоизме. «Немцы легко могут увеличить спрос на внутреннем рынке путем простого повышения зарплат, - говорит Панделис Иконому, член парламента от партии «ПАСОК». - Но они предпочитают иметь низкие зарплаты, держать на голодном пайке систему социального страхования и заваливать Европу своим экспортом».

В период финансового кризиса в Европе необычайной популярностью стала пользоваться теория научного коммунизма. Книги Маркса и Ленина раскупаются как горячие пирожки. Как же смотрят на ситуацию в Греции коммунисты? «Нужен был козел отпущения, и его нашли в лице Греции, чтобы разрешить межимпериалистические противоречия в рамках ЕС, - говорит товарищ Элисеос Вагенас. - А также противоречия между ЕС и США, между долларом и евро. Когда возник евро, США не были довольны, потому что это дало европейскому капиталу сильный инструмент для овладения рынком. То, что ситуация в Греции подрывает евро, выгодно и США, и Германии для экспорта своих продуктов. Что касается обвинений в немецких газетах, мол, греки украли деньги у немцев, так это не ново. Буржуазная демократия манипулирует народом Германии, используя дешевые аргументы. В казну ЕС деньги вносят ВСЕ страны - сумма зависит от количества населения и размера ВВП. Деньги, изъятые у народа, идут в конкретные капиталистические карманы. ЕС был создан для усиления позиций крупного капитала как по отношению к другим странам, главным образом США, так и по отношению к европейскому рабочему классу. Деньги немецких трудящихся не дошли до простого грека, а осели в карманах международных капиталистов, точно так же, как и деньги, вытащенные у простого грека. Греки сейчас глубоко разочарованы позицией ЕС. Несколько лет назад, когда Грецию заманивали в зону евро, ей обещали сильную валюту и стабильность. Где же теперь европейская солидарность?»

ГДЕ ЛЕЖИТ БЕСПЛАТНЫЙ СЫР, ИЛИ КАК ЛЕГКО ПРЕВРАТИТЬСЯ В КОЛОНИЮ

«В Евросоюзе есть страны-производители и страны-потребители, - говорит политический аналитик Константинос Филлис. - Грецию превратили в страну потребителей. За годы существования ЕС вся техническая, промышленная, денежная мощь перетекла с юга Европы на север. И последний кризис выявил эту фундаментальную слабость».

«Кризис зрел многие годы, когда в Греции шел насильственный процесс сужения производительных возможностей, - говорит член ЦК компартии Греции Элисеос Вагенас. - Это связано с тем, что мы вступили в ЕС. Мы подсчитали, что на каждом евро субсидий от ЕС наша страна потеряла три. Как это делалось? До вхождения Греции в ЕС у нас был положительный баланс внешней торговли по сельхозпродуктам. ЕС установил нам квоты: вы можете произвести столько молока, и не больше, и столько-то мяса. Крестьянам давали разовые пособия, чтобы вырвать виноградники и срубить оливковые деревья. Евросоюз заявил: нам не нужно ваше оливковое масло и вино, у нас своего полно. Греция делает вино тысячелетиями, а теперь  придется импортировать его из Франции!»

Греческие крестьяне рыдали, но добровольно, за  деньги казнили великолепные виноградники под строгим контролем Евросоюза.

«Крестьянам платят 720 евро за уничтожение стремы виноградников (стрема - поземельная мера в Греции в 1000 кв. м), - говорит товарищ Вагенас. - И требуют от них письменного обещания навсегда отказаться от выращивания винограда. В мире, где столько людей голодают, преступно уничтожать продукты. Это варварство! Ну не нужно вам оливковое масло, отошлите его детям Африки! Зачем же губить деревья? Смысл этих игр в том, чтобы уничтожить маленького производителя, усилить позиции монопольных компаний и привести страну к зависимости от импорта. Другая отрасль, в которой мы были сильны, - судостроение. Но ЕС подписал соглашения о строительстве судов с Кореей и Германией, и многие наши судостроительные предприятия закрылись. В прошлом году греческие судовладельцы заказали за рубежом 770 новых кораблей!  Когда вам говорят, что Евросоюз выделяет кредиты, потому что хочет помочь, не верьте. Вот вам пример. ЕС дал нам денег, чтобы мы построили новый аэропорт, но с условием, что должны покупать материалы у конкретных фирм и заказчиков по установленным ценам. И нам пришлось заказывать бетон и железо в Германии, потому что так было прописано в соглашении. Кто на этом заработал? Все, кроме Греции».

«Когда меня спрашивают, не было ли ловушкой вступление Греции в ЕС с выдачей легких кредитов и планомерным сокращением производства, я отвечаю: если ты мышь, для тебя весь мир - мышеловка, - говорит экономический аналитик Илиас Сиякандари. - Когда ты входишь в большую организацию, ты должен уважать ее правила и в то же время быть циничным. Если ты будешь циничным и будешь тяжело работать, может быть, тебе удастся извлечь выгоду. Мы не смогли оказать сопротивление чужим интересам и отстоять свои. В Греции раздаются призывы выйти из ЕС и снова стать суверенной страной. Это чистой воды популизм. Куда мы пойдем сейчас - без ресурсов и с огромным долгом? Как только мы заявим, что выходим из ЕС, немедленно наш долг из 300 миллиардов превратится в 400 миллиардов евро. Могли ли мы быть независимыми? Да, могли бы, если бы имели менталитет шведов или датчан. Но мы греки».

КУДА ПОЙДЕТ ЕВРОСОЮЗ?

«Когда мы вступали в Евросоюз, то мечтали о чем-то вроде США, - говорит Статис Анестис, спикер Объединенных греческих профсоюзов. -  Нам не нужна Европа с немецко-французско-английской шляпкой на голове. Мы требуем равных прав и уважения суверенитета каждой страны».

Но в том-то и дело, что превращение Евросоюза в Соединенные Штаты Европы потребует потери суверенитета от ВСЕХ европейских государств. И никому это не нравится!

«Ошибка Брюсселя в том, что ЕС так и остался валютным, а не политическим союзом, - говорит экономический аналитик Илиас Сиякандари. - Евросоюз имеет страны конкурентоспособные, производящие качественные и дешевые продукты, такие, как Германия, и имеет страны-потребители, как Греция или Испания. Но федеральная система всегда так работает. У Калифорнии, к примеру, куда более серьезные проблемы, чем у Греции, но кого это волнует! Все знают, что Америка - это федеральное государство с федеральным бюджетом. Если у какого-то штата проблемы, Вашингтон всегда прикроет.  Евросоюз же так и не стал единым государством».

Эрозия национального суверенитета не пугает страны, которые и так потеряли экономическую независимость и сидят в долговой яме, но совершенно неприемлема для могущественной и успешной Германии. Ее амбиции куда выше. «Немцы уверены, что весь европейский рынок существует только для того, чтобы удовлетворять их интересы, - говорит Статис Анестис. - В политическом смысле Евросоюз для богатой Германии вскоре станет балластом. Германия хочет быть третьим участником игры, которую затеяли Америка и Китай. Мы лишь хотим напомнить: кроме банков и крупных компаний, в мире существуют еще и обычные люди. Если мы не будем думать об их интересах, мы получим неуправляемые толпы народа на улицах Европы. Что касается греков, замечу: мы не лентяи, не просители и не бандиты. Мы просто особенный народ».  

P.S. «Вот сейчас только конец марта, а мы с тобой пьем кофе на открытой террасе под цветущими апельсиновыми деревьями, - говорит Никос, «зеленый» активист с греческого острова Эвиа. - А в Западной и Северной Европе только сходит снег, дуют холодные ветры, люди ходят в пальто и сморкаются в платочки. Ну скажи, что северяне могут делать в холодное время? За окном темно, алкоголь стоит дорого, особенно в Скандинавии, любовью заниматься они не приучены. Остается только работа. Вот таких же дебильных, кастрированных трудоголиков они хотят сделать из греков. Но греки и современность плохо уживаются друг с другом - что ж, тем хуже для современности. Мы - самобытный народ, полный лени и восточной неги. Мы подарили миру демократию и главные идеологические ценности. У нас есть свои слабости, но их можно простить за наши достоинства. Но вот чего нам точно не простят, это умения наслаждаться жизнью».