Эшелон с бойцами 152-й стрелковой дивизии прибыл из Кенигсберга в предместья Берлина в первый день мая 1945 года. Отправили в разведку старшего сержанта Алешку Богомолова.
...Идет солдат по городу, по незнакомой «штрассе». Вокруг - ни души. Бакалейные лавки стоят настежь, витрины разбиты... Магазин фототоваров на углу и вовсе в руинах, видимо, бомба попала. Но на раскуроченных стеллажах Богомолов с удивлением нашел два целых фотоаппарата - «Альтифлекс» и «Роллейкорд». Здесь же кучей валялись рулоны пленок, пачки бумаги. Нагрузив рюкзак, боец вернулся в часть.
|
- Ничего себе, - сказал командир. - А ты фотографировать умеешь?
- Нет, - честно признался Богомолов. - Но всегда мечтал научиться...
И командир дал парню увольнительную на три дня. За это время старший сержант успел сделать около сотни снимков. Проявил их Алексей уже после войны, в родной Белоруссии. И почти никому не показывал - пылились в семейном архиве. А к 65-летию Победы внуки сделали деду-фронтовику сюрприз - отнесли фото в музей. Там снимки назвали уникальными фотодокументами и устроили выставку.
|
- Документы? Да я тогда просто старался на радостях как можно больше всего нащелкать. Даже не знал, получится у меня или нет, - рассказывает Алексей Богомолов корреспонденту «КП». - Ездил по городу на велосипеде. На шее - фотоаппарат в футляре, на плече - автомат. А потом командир сказал: хватит ерундой заниматься, лучше наших бойцов щелкай. На память. Сам первым позировал на фоне руин. А потом и все наши ребята. Я эти фото проявлял под грудой шинелей. Печатал небольшие карточки - размером 6 на 6 см. Но однополчане были счастливы. Спешили послать фото родным, мол, я живой!
|
- А какой снимок запомнился больше всех?
- Я его назвал «Ника - богиня Победы». Наш полк из-под Берлина спешно направили в Прагу. Шли пешком по 40 км в день. 8 мая 1945-го преодолевали перевал в Рудных горах. Дорога - узкая, обычная щебенка, слева - скала, справа - пропасть. И тут колонну нагоняет полуторка. Слышу: ту-ту, сигналит, обогнать хочет. Ноги у солдат сбиты, сторониться некуда. Сидящая за рулем девушка высунулась в открытое окошко и кричит: «Ребята, Победа! Немцы капитулировали». В этот момент я ее и сфотографировал.
Это единственное фото, которое я напечатал в газете после войны. Тут же одна из читательниц адрес девушки подсказала. Стали мы с Анной (так ее звали) переписываться, потом встретились. Эх, замуж бы такую красавицу взять, да у нее уже был жених!..
|