Вся улица, прилегающая к президентскому дворцу в Варшаве, по-прежнему в свечах… Они горят в лампадках и создают над мостовой такой жар, что жителям страшно: а вдруг полыхнет! Ведь в некоторых местах из цветов образовывались горы среди горящих лампадок. Но службы города смогли в экстренном порядке организовать волонтеров, которые следили за треснувшими лампадками, разбирали цветы.
Шесть огромных книг скорби уже исписаны соболезнованиями из разных стран. Вот надпись на русском: «Скорбим со всем польским народом, мужества и мудрости. Не каждая трагедия и не каждого закаляет. Но поляки - сильная нация…»
Мы сидим в варшавском кафе в нескольких метрах от президентского дворца с моей польской подругой Доротой и ее матерью Ханкой. Как и все поляки, в эти дни они пришли к президентскому дворцу. У них никто не погиб. Но тем не менее для них случившееся - тоже трагедия.
- Погибло столько людей! В Польше и раньше были авиакатастрофы. Несколько лет назад разбился самолет с военными, погибли 200 человек, но эта трагедия потрясла всех… - говорит пани Ханка.
- Мне даже не хочется слушать, что погибла элита. Мне все равно: элита или нет. Жалко всех, жалко их семьи, - рассуждает Дорота. - А ты знаешь, что погиб муж одной известной журналистки, Иоанны Рацевич, ведущей с канала TVN? - спохватывается она. - Ее ребенку, как моему, два годика.
- А ее муж - военный?
- Он работал в охране президента. Его звали Павел Янечек. Представляешь, в ту субботу Иоанна была в эфире передачи «Доброе утро» канала TVN. Я ее сама видела… И именно этот канал первым сообщил трагическую новость. У этой компании два канала, один из них - TVN-24 - круглосуточно выдает новости. Информацию выдавали аккуратно, по чуть-чуть… Вначале сказали: какие-то проблемы с польским самолетом, но все хорошо, про президента - ни слова. Потом говорили уже про ЧП и про то, что не все так трагично… А потом уже сказали, что в самолете был президент и никто не выжил. Все остальные каналы вообще молчали.
Вдруг Дорота обратилась к девушке, которая зашла в кафе. Они говорили по-польски, и через некоторое время уже обе плакали…
- Это самая известная ведущая TVN-24 Беата Тадла. Она первой на всю Польшу сообщила про крушение самолета, - объяснила Дорота. - Она говорит, что Иоанна узнала о гибели мужа на работе. Кто-то из коллег, не зная, где работает муж Иоанны, зашел в офис и крикнул: «Вы слышали, президент разбился!» - «Как разбился?! Там же мой муж!» Сегодня, как говорит Беата, Иоанна уже вернулась из Москвы, но не смогла идентифицировать мужа…
|
- Только 24 человек удалось идентифицировать. Десятерых можно было узнать в лицо, еще 14 человек опознали по документам, которые были при них, и по одежде, - говорит пани Ханка. - Останки остальных идентифицируют только по анализу ДНК, так нам говорят по телевизору. А заграничные паспорта родственникам делали за два часа.
- Странно, что тело супруги президента опознали только сейчас, а президента - сразу…
- Пани Мария была очень общительной и открытой, - рассуждает пани Ханка. - Я думаю, что во время полета она не сидела возле президента на своем месте, а общалась с кем-то в салоне самолета, отсюда и проблемы с опознанием, - рассуждают женщины.
- Сейчас все говорят о том, что это не вторая Катынь. Так про эту трагедию говорить нельзя. Хотя именно такие настроения были в первый день. В 1940 году в Катыни людей убили, а в трагедии под Смоленском нет российской вины, нет злого умысла, это роковое стечение обстоятельств, - уверена Дорота.
КСТАТИ
На российских самолетах летают лидеры СНГ и бывших соцстран
Никита КРАСНИКОВ («КП» - Москва»)
В ряде стран СНГ и Восточной Европы большая часть авиапарка глав государств - российские или еще советские самолеты.
Так, Ту-154 различных модификаций имеются в правительственных авиаотрядах Белоруссии, Болгарии, Киргизии, Польши, Словении, Таджикистана, Украины.
Правда, после крушения самолета с польским президентом Болгария приостановила эксплуатацию своего Ту-154, на котором летает президент Георгий Пырванов.
Украина использует также лайнеры Ту-134 и Ил-62, в Словакии имеется Як-40.
Но постепенно эти государства переходят на зарубежную технику, пусть и слегка поношенную. Армения, например, три года назад закупила Airbus A-319 с 4-летним пробегом. А Украина приобрела такой же лайнер, но новый. Только вот доделать его «начинку» под представительские цели пока не успела.
Кроме того, на подержанном Airbus A-320 летает руководство Молдавии (правда, для этого арендует его у местной авиакомпании). «Нефтяные» Азербайджан и Казахстан смогли потратиться на новые аэробусы 319 и 330 и «Боинг-757». Белорусскому лидеру еще в 2004 году подарили «Боинг Бизнес Джет». До этого он летал на Ту-154М. Теперь на нем возят свиту Батьки.
ПОСЛЕДНИЕ СЛОВА
Польский пилот - диспетчерам: «Нам надо усиливаться?»
Дмитрий МИНЕЕВ, Наталья ДЕРБЕНЕВА («КП» - Нижний Новгород»)
Эта запись попала в редакцию «Комсомолки» от знакомых радиолюбителей. В ней, скорее всего, слышны переговоры летчиков польского борта № 1 с диспетчерами. Есть слова о плохой видимости, дымке и высоте.
В записи раздается голос с польским акцентом: «OK, 259… курс…… Скажите меня… Видимость скажите… ОК, дымка восемь километров и 744 и 2703. И нам надо… усиливаться?»
Далее неразборчиво. Вероятно, следует перечисление цифр…
ФОТО + ВИДЕО + АУДИО + Больше подробностей читайте здесь>>