Жан-Пьер ЖЕНЕ: «Я отказался снимать «Гарри Поттера»!» [ВИДЕО]

Перед премьерой своей новой картины «Микмакс» автор знаменитой «Амели» дал интервью кинообозревателю «КП».

Один из главных персонажей «Микмакса» Человек - Пушечное ядро.

Жан-Пьер Жене верен своему лихому стилю, своему лукавому остроумию, своей ни на кого не похожей игриво-трогательной интонации. Впрочем, его новое творение «Микмакс» (название можно вольно перевести как «Мелкие проделки») - не только  изобретательно сработанное комедийное фэнтези, но и неожиданное сатирическое высказывание на вечно актуальную, к несчастью, тему.

Главный герой - парень с пулей в башке, ставший жертвой случайной перестрелки, но отказавшийся быть «овощем». При помощи таких же, как он, «парижских придурков» (кто-то летает, как пушечное ядро, кто-то помещается в холодильнике) герой решает отомстить двум главным производителям оружия и пехотных мин. И, конечно, одерживает над ними полную победу. В наше время, когда все больше безвинных людей страдают от взрывов, выстрелов, случайных и неслучайных пуль, фантазии Жан-Пьера Жене приобретают пугающую актуальность. А его сказочные финалы вызывают у зрителей так необходимую им сегодня улыбку сквозь слезы.

КИНО - ЭТО ИГРУШКА

- Ваши картины полны безудержной выдумки и фантазии и этим напоминают мультфильмы. Вы никогда не хотели снять настоящий мультипликационный фильм, ведь сейчас многие «игровики» ударились в анимацию?

- Они и понятия не имеют, что это такое в отличие от меня, начинавшего с мультипликационных короткометражек! А я знаю, сколько времени на это уходит, сколько терпения требует. Когда-то давно я хотел сделать полнометражный мультфильм, но сейчас слишком уж много анимации на экранах. Впрочем, мой новый фильм, как и «Амели», похож на оживший комикс.

- Не считаете, что тема торговли оружием, затронутая в картине, слишком серьезна для комикса?

- Конечно, считаю. Но она сидит у меня в голове еще со времен «Города потерянных детей». Мы снимали тогда рядом с фабрикой по производству оружия. И познакомились с несколькими ее работниками. Они были хорошими людьми. Вероятно, целовали своих детей на ночь, а днем делали оружие… Я считаю необходимым тщательно изучать материал, чтобы точно знать, о чем снимаю кино, даже если я делаю комедию. Вот мы и отправились на оружейный завод в Бельгию. Его сотрудники были с нами очень милы, позволили сделать несколько фотографий, дали нам множество интервью. Поэтому все, что говорят в фильме торговцы оружием, взято из жизни.

Самый успешный режиссер Франции Жене полон экспрессии.

- То есть нельзя сказать, что реальность совершенно вас не интересует?

- Конечно, нет. Например, «Долгая помолвка» рассказывала о Первой мировой войне, о 1920-х годах, но все равно это был довольно эстетский фильм. Что бы я ни снимал, мне всегда нужно найти интересное визуальное решение. И тут реализму я предпочитаю власть воображения.

- Многие ваши герои - изобретатели. А себя вы считаете таковым?

- Само собой! Я - как ребенок, кино для меня - игрушка. Люблю мастерить руками. Орсон Уэллс сравнивал кино с игрушечным поездом, когда снимал «Гражданина Кейна», а я сравню с механической игрушкой в коробочке. Внутри коробочки - костюмы, актеры, декорации, музыка, диалог. Надо их только достать, и получится фильм!

ПРОДОЛЖЕНИЯ «АМЕЛИ» НЕ БУДЕТ

- Вы сняли сиквел «Чужого», «Долгая помолвка» заработала много денег в США. Вы планируете еще поработать в Голливуде?

- Почему бы и нет? У меня там есть агент, и он шлет мне сценарии - недавно прислал 15 штук за неделю. Но я слишком люблю свободу...

- Поэтому отказались снимать последнюю серию «Гарри Поттера»?

- Именно. Хуже «Гарри Поттера» для режиссера вообще ничего не может быть, ведь это уже полностью сложившаяся система. Там все готово: выбраны актеры, сшиты костюмы, построены декорации. Актеры знают, как им надо играть, поскольку они играют свои роли с рождения. В общем, мне это было совершенно неинтересно. Но снять картину в Голливуде я все же не прочь. Хотя наилучший вариант - это нанять американских актеров, а все производство оставить во Франции. Так я сохраню свободу.

- После «Амели» актриса Одри Тоту проснулась звездой. Вы планируете еще работать вместе?

- Мы и так уже сняли «трилогию»! «Амели», «Долгая помолвка» и… рекламный ролик для духов «Шанель № 5». Конечно, я шучу. Я бы с большим удовольствием снимал ее еще много раз. Для меня она совершенно идеальная актриса. Я очень ее люблю.

- «Амели» стала самым коммерчески успешным французским фильмом за всю историю кино. Ваши ощущения по этому поводу?

- Как будто я попал в рай, а мне все об этом рассказывают. Нет, в это и вправду трудно поверить. Я сам написал сценарий «Амели», это авторский фильм. И в то же время он имел огромный зрительский успех. Конечно, это мечта любого режиссера. Такое случается раз в жизни. Благодаря «Амели» я смогу до конца жизни без особых проблем находить деньги на мои проекты.

- Продолжения «Амели» не будет?

- Мне, конечно, предлагали его снять. Но я, разумеется, отказался. Мне так тяжело даются сценарии моих фильмов, что о продолжениях и подумать не могу. Я восхищаюсь американцами, которые в состоянии без конца снимать сиквелы удачной картины. Но сам этим заниматься не буду.

- Вашей фантазии с лихвой хватило бы, наверное, на пять режиссеров средней руки. Никогда не хотелось себя «сузить»?

- Ну как можно?! Мой друг Терри Гиллиам говорит то же самое: мы пытаемся все свои идеи вложить в один фильм, и для некоторых зрителей это уже чересчур. Но мне все равно. Посмотрев «Микмакс», он сказал не без зависти: «А ты гораздо умнее, чем я!» Наверное, имел в виду, что мои фильмы более коммерческие, чем его.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Жан-Пьер ЖЕНЕ родился 3 сентября 1953 года в Руане, Франция. Кино нигде не учился. В конце 1970-х сделал несколько короткометражных мультфильмов в соавторстве с Марком Каро, вместе с которым перешел потом в игровое кино и снял два фильма - «Деликатесы» и «Город потерянных детей». Но только расставшись с Каро и сняв «Амели», Жене в полной мере обрел собственный голос. «Амели» стал самым успешным фильмом за всю историю французского кино.

5 лучших фильмов Жене: