Москва не собирается уступать Киеву в газовом споре

Бесконечно клянчить топливные скидки - тупиковый путь для государства, считают эксперты.

Цены на топливо все равно ниже среднеевропейских, отмечают эксперты.

ОПТИМИЗМ НОВОЙ ВЛАСТИ РАССЕИВАЕТСЯ НА ГЛАЗАХ

Очень интересная встреча состоялась буквально на днях между президентом Виктором Януковичем и зампредом правительства России Игорем Шуваловым.

Разговор, естественно, зашел и о газовых вопросах, и Виктор Янукович очень эмоционально охарактеризовал существующую цену как «некорректную, неправильную и очень неподъемную», а затем вспомнил в сердцах Юлию Тимошенко.

- Ну как поворачивается язык у так называемой оппозиции комментировать действия власти, правительства по переговорам с Россией для того, чтобы изменить условия контракта? Скажите, пожалуйста, где совесть у людей, которые сдали национальные интересы Украины? - с нотой раздражения в голосе сказал президент.

Заметим, беседе с Шуваловым предшествовали переговоры премьер-министра Николая Азарова со своим российским коллегой Владимиром Путиным. Тема обсуждалась та же. А еще ранее состоялся визит Януковича в Москву - первый в качестве президента, и на встрече с Медведевым, а потом и с Путиным речь тоже шла о ценах на газ. И по итогам - никаких заявлений о прогрессе в газовом вопросе. Что это означает? Россия против изменения цен?

- На мой взгляд, кардинально что-то менять не стоит, и нет оснований на это полагаться, - отмечает зампред Госдумы России, президент Российского газового общества Валерий Язев. - Существующие договора справедливы и симметричны с другими европейскими странами по ценам и тарифам. Российская Федерация и так пошла Украине навстречу, уменьшив обязательный объем отбора газа.

Настойчивость Москвы объяснить легко. Дело ведь в национальных интересах России. Предоставлять скидки - значит, терять деньги. С этим фактом приходится мириться, какими бы «неподъемными» или «политизированными» не казались существующие соглашения.

ГАЗОТРАНСПОРТНЫЙ КОНСОРЦИУМ - НЕ ВЫХОД

- Добиться пересмотра газовых контрактов не составляет проблемы. Нужно объявить «Нафтогаз» банкротом (а он и так балансирует на грани банкротства) - и субъект договора просто исчезнет. Что тогда помешает заключить новые соглашения? - этот вопрос мы задали Александру Горянчику, эксперту Украинского центра независимых экономических исследований.

-�Разумеется, такой поворот возможен. Но каким будет результат новых соглашений? - отмечает эксперт. - Не повторятся ли в нем договоренности, которые были достигнуты в Москве в январе 2009 года во время визита Юлии Тимошенко? В январе 2009 года «Газпром» ведь занял очень жесткую позицию, но жесткой была и позиция Украины. В итоге, Европа оказалась в заложниках. Она тогда предприняла немало усилий для того, чтобы урегулировать конфликт. И новые цены - это результат многостороннего компромисса. Пересмотреть их будет сложно. Зато очень просто спровоцировать новую «топливную войну». А это невыгодно в первую очередь Украине, это удар по ее и без того подмоченной репутации… Нужно искать взаимные интересы, делать России предложения, которые бы сулили ей экономическую выгоду.

- Например, создать газотранспортный консорциум?

- Это был бы отличный вариант как раз для Украины! Но дело в том, что Россия уже не слишком в нем заинтересована. Об этом и Путин говорил на встрече с Азаровым. Мы в данном случае просим Россию снизить нам цены на газ и в обмен предлагаем России же вложить деньги в модернизацию ГТС. Как-то несимметрично получается… Особенно, если учесть, что Россия близка к завершению строительства «Северного потока».

- И все-таки как-то несправедливо... Мы будем получать газ по самым высоким ценам в Европе?

- Давайте не будем создавать новые мифы. Цена на газ для Украины ниже европейской. Здесь нужно понимать, что вообще-то единых мировых цен не существует, кроме того, в большинстве случаев это коммерческая тайна. Но из отчетов «Газпрома» видно, что средняя цена для Европы в первом полугодии 2009 года составляла 383 доллара за тысячу кубометров. Украина покупала и покупает сегодня значительно дешевле. Есть, конечно, ряд стран, договорившихся о более низких ценах - Турция (270 долларов), Польша (300 долларов), Германия (250 долларов). Но таких - меньшинство, и это как раз вопрос поиска точек соприкосновения, взаимной выгоды. Добавьте сюда достаточно высокие ставки за транзит газа по территории Украины. Речь ведь у нас сейчас идет не о том, что цены высокие, а о том, что для нашей экономики они неподъемные… А это уже вопрос иного плана.

У нас, как и в России, - рентная модель экономики, мы ориентированы на экспорт сырья, наше производство чрезвычайно энергоемко. А ведь именно решение этих проблем помогло бы избавиться от топливной зависимости. Но их у нас никто решать пока не думает. Нет внятных ориентиров социально-экономического развития страны, именно поэтому каждый раз повышение цен на газ воспринимается, как национальная катастрофа. И об этом нужно в первую очередь думать украинскому руководству, потому что бесконечно торговаться о скидках - это в любом случае путь в тупик…