На ступеньках Департамента ВВС тоже горят свечи. А на стене наспех распечатанный на цветном принтере висит портрет генерала ВЛАСИКА, руководителя польских ВВС. Поляки, что проходят мимо, останавливаются... Супружеская пара в траурной одежде судя по всему приехала к Департаменту из центра Варшавы специально. Постояли, помолчали, ушли. На глазах слезы. Второй день Польша в трауре.
- Кто это? Чья эта фотография? – спрашивает у дежурного на КПП пожилая жительница Варшавы, которая приехала сюда на велосипеде и снимает все происходящее в Варшаве в эти дни на бытовую видеокамеру.
- Это генерал Анжей ВЛАСИК, глава ВВС... – отвечает дежурный не на праздный вопрос.
На ступеньках Департамента мы ждем пресс-секретаря ведомства Мартина РОГУСА, чтобы задать ему вопросы, которых за последние два дня накопилось множество.
|
- Пан Рогус, наши соболезнования. Вы знали генерала Власика лично?
- Конечно, знал. И скажу вам, что это огромная потеря для нашего ведомства. И для его семьи. У него осталась дочь-студентка и сын-школьник.
- А кто был за штурвалом ТУ-154?
- Капитан Аркадиуш Протасюк. Это один из самых опытных пилотов, пилот 1 класса, с налетом более 3,5 тысяч часов. Он не раз возил президента и других важных персон.
- Сколько ему было лет?
- 36. У него тоже подрастают двое детей.
|
- Сегодня всех интересует, почему польский президент летал на старом ТУ-154?
- В распоряжении нашего ведомства есть два самолета Ту-154, оба они были произведены в России в 1990 году, и куплены Польшей тоже в этом году. Но я категорически против того, чтобы называть эти самолеты старыми. Для этих машин – 20 лет это не срок. Тем более, что в январе 2010 года тот самолет, который разбился под Смоленском, прошел капитальный ремонт. У него были заменены все системы, в том числе навигационная. Это была современная машина.
- Извините, но мы вынуждены попросить вас прокомментировать несколько слухов и досужих домыслов о трагедии. Как вы прокомментируете рассуждения о том, что ТУ-154 в принципе не приспособлен для того, чтобы сесть на военном аэродроме?
- Длины полосы смоленского аэропорта вполне хватало, чтобы посадить ТУ-154.
- Говорят, в Смоленске нет системы навигации в тумане?
- Это вы должны спросить в Смоленске.
- Мог ли президент принять решение сесть в Смоленске, несмотря на плохие погодные условия, вопреки мнению пилота?
- Это исключено. Все решения, которые касаются полета, принимает только пилот.
- Но ведь всем известен случай в Грузии, когда президент Качиньски настаивал на посадки самолета в грузинском аэропорту, несмотря на то, что в городе велись военные действия...
- Да, такой случай был. Но тогда пилот посадил самолет там, где посчитал безопасным. Не президент принимал решение, а пилот. По-другому быть не может.
- Сегодня этот пилот работает в ВВС Польши?
- Да, и он был награжден за мужество правительственной наградой.
- Мы могли бы с ним поговорить?
- Сегодня и в ближайшие дни это очень трудно сделать... Поймите, погибли наши коллеги, многих мы знали лично и много лет... Поэтому все пилоты избегают контактов с прессой.
- Какая, по-вашему, самая вероятная версия, кто виноват?
- На этот вопрос ответит специально созданная комиссия. До оглашения результатов работы этой комиссии я не имею права что-либо комментировать. Это будут спекуляции.
- Сколько времени надо на то, чтобы расшифровать ящики?
- Это тоже вопрос к комиссии.
|
- С какими настроения сегодня летают в Россию польские пилоты ?
- Да, погибли наши коллеги, но жизнь продолжается и надо работать.
- На каких самолетах перевозят тела?
- Это транспортные самолеты CASA 295 М.
- Самолеты летают полупустыми... Можно сказать, что сегодня Польша не считает деньги?
- Почему полупустыми. В Москву полетела специально созданная комиссия, а обратно на этом же самолете привезли тело президента.
- Как будет организована церемония прощания с 7 членами экипажа и генералом Власиком.
- Пока рано об этом говорить. Их тела пока даже не опознаны. Жена генерала Власика сегодня (11 апреля), как и жена капитана Протасевича должна была вылететь в Москву для опознания мужа.
- Есть ли у летчиков своя церемония прощания?
- Есть. Кроме почетного караула над могилой летчиков в момент прощания пролетает самолет. Эта традиция есть и в России и в Польше.