Утром 11 апреля в Варшаве ждали самолет из Смоленска, на котором должны были доставить гробы с телами президента Качиньского, его супруги и еще нескольких погибших, которых удалось идентифицировать минувшей ночью. Но когда мы прибыли в аэропорт планы изменились. Несмотря на то, что в аэропорт приехали три траурных катафалка, в аэропорту ждали уже только одного Качиньского. Все остальные тела, по заявлению чиновников, которые занимаются организацией траурной церемонии будут прибывать по мере их идентификации уже из Москвы.
Раннее утро 11 апреля. Мы едем в машине по центру Варшавы. Приспущены государственные флаги с траурными лентами, установленные даже на балконах простых поляков в спальных районах.
|
Центр города перекрыт полицией. Кажется, все поляки идут к президентскому дворцу, с цветами и свечами. На улицах бесплатно раздают газеты. На обложке – портрет президентской супружеской пары.
- Ничего себе! – издает наш коллега молодой местный журналист. – Кажется, погибла моя преподавательница из Варшавского университета. Я ее вчера в списке не заметил. Катынская трагедия была ее темой. Но надо уточнить. Сегодня выходной, наверно не получится.
Попасть к президентскому дворцу 11 апреля в обед уже не реально. За 300 метров до него вся мостовая уставлена горящими свечами. Старые собирают и выбрасывают, новые уже появляются на их месте. Свечи продают тут же, в нескольких метрах от президентского дворца. Когда подходишь к президентскому дворцу видишь, что свеч не сотни, их тысячи. Жар, как от костра. В центре гора цветов.
|
Вот чувства простых поляков. Пани Мария, 65 лет:
- На этом закончился огромный этап в моей жизни. И я теперь не знаю, как будет выглядеть мое будущее. Я не знаю, как жить дальше. Я глубоко уважала президента и его жену. Каждый, кто погиб в этом самолете были не простыми людьми – они много значили для Польши. Я считаю, что каждый из них мог жить и работать дальше, мог стать героем Польши.
|
Дорота Санторовска пришла на площадь с тремя маленькими детьми Оливией, Мартой и Томаком. Все они сидят в коляске и машут флажками.
- Я не могу сидеть дома. Очень тяжело, - говорит Дорота сквозь слезы. – Тяжело так, что я даже не могу высказать вам свои чувства. Очень много молодых людей погибло в этом полете. И пане Качиньская была такой теплой женщиной… Очень трудно.
- В шесть утра народу было еще больше. Мы продали 200 свечей за несколько часов, - поделился с «Комсомолкой» подробностями продавец, который торговал свечами в непосредственной близости от президентского дворца.
|
В 12 часов по местному времени над всей Варшавой загудели гудки, автомобильные сирены. Это была минута скорби.
Несмотря на первоначальные планы, в аэропорт прибыло только тело Качиньского. Мы сами видели три катафалка. Но на взлетное поле подогнали только один. Не будет никаких официальных речей. Хотя приехали уже и Туск, и Сикорский.
В аэропорту находится Марта, 30-ти летняя дочка президента. Она приехала с мужем, но без детей. Марта заплакана. Вся в черном. Эта страшная трагедия лишила ее сразу и отца, и матери.
Церемония в аэропорту займет не больше часа. Будут молитвы, на прощание будет исполнена траурная традиционная польская песня «Спи друг». После этого в закрытом катафалке тело Качиньского проедет по центральным улицам Варшавы, чтобы жители города и желающие могли проститься с президентом. Конечной точкой маршрута станет президентская каплица. В этой каплице гроб будет выставлен еще сутки. А дальние решения о том, как будут организованы похороны будут приняты позже.