После крушения самолета президента Польши, разбившегося при посадке в непростых погодных условиях (подробности трагедии), тут же возник вопрос: а насколько надежны наши лайнеры, перевозящие первых лиц государства, и насколько профессионален экипаж? Как удалось выяснить «Комсомолке», многим украинским политикам не раз приходилось переживать неприятные моменты в воздухе. Полет для некоторых из них мог закончиться, так и не начавшись…
- В моей практике был случай, когда мы приняли правильное решение и спасли жизни и свои, и министра обороны Украины, - вспоминает бывший летчик-инспектор Военно-воздушных сил Украины Григорий Писный. - Было это в 2002-м или в 2003 году, точно не припомню. Мы с Александром Кузьмуком летели в Брюссель на президентском Ту-134. Уже залетели на территорию Бельгии, но нам сообщают, что не могут обеспечить посадку из-за плохих погодный условий. Так же, как в этом случае с польской делегацией! А тут, как на грех, оказалось, что вышел из строя прибор высоты, а без него при плохой видимости не сядешь. Решили не рисковать - полетели на запасной аэродром в Германии. Если бы не вернулись, могло случиться что угодно…
Серьезная опасность грозила и президенту Украины Леониду Кучме в октябре 2003 года. Во время визита главы государства в Бразилию произошли технические неполадки в самолете Ил-62, на котором он перелетел через океан. При взлете самолета, развившего скорость 250-300 км/ч, из-за сильной вибрации разрушилась передняя стойка шасси, в салоне вылетели лампы. Все, кто был на борту, серьезно испугались, и было от чего - при посадке лайнер, оказавшийся без переднего колеса, мог просто разбиться. Как рассказал президент журналистам, чрезвычайного происшествия удалось избежать только благодаря профессионализму экипажа, который при приземлении почти до полной остановки удерживал самолет на двух задних шасси. И только в самый последний момент опустил его на расшатанное переднее.
- В президентский летный отряд «Украина» не попадают случайные люди, - продолжает Григорий Писный. - Туда - самый серьезный отбор из выпускников военных училищ, офицеров, направленных из воинских частей. Но после специального обучения честь управлять самолетами VIP-персон выпадает не каждому, только лучшим из лучших. И если вам скажут, что кто-то может им указывать, как нужно поступить - садиться при плохой видимости или лететь дальше при поломке, - не слушайте! Только летчики имеют право решать, как им поступать в той или иной ситуации. Никто - ни президент, ни премьер, ни тем более охрана первых лиц - не имеет права приказывать пилотам!
По мнению Григория Писного, крушения авиалайнера под Смоленском могло бы и не быть, если бы экипаж развернул самолет и полетел на другой аэродром. Они могли там переждать, пока наладится погода, или же отправить президента с его окружением наземным транспортом. Но этого не сделали.
- Конечно, чтобы судить, правильно ли поступили летчики, решив во что бы то ни стало садиться, нужно быть там, за штурвалом, - объясняет Григорий Писный. - Но по тем данным, которые известны уже сегодня, можно сказать, что они делали лишние заходы и совсем не следили за высотой. Надо было разворачиваться и идти на запасной аэродром, как им предлагали, но они с каким-то странным упорством хотели сесть именно там, при нулевой видимости. Думаю, это непростительная ошибка пилотов, которая привела к трагедии…
БЫЛО ДЕЛО
«Воздушные» ЧП с нашими политиками
Октябрь, 2003 г. Ил-62 с президентом Леонидом Кучмой на борту вынужден был совершить аварийную посадку в Бразилии. Во время взлета было повреждено переднее шасси, и пилотам пришлось сажать тяжеленную махину на двух задних.
Сентябрь, 2006 г. Летевший в Албанию самолет Ту-134, в котором был министр обороны Анатолий Гриценко, из-за трещин лобового стекла был вынужден совершить аварийную посадку в Борисполе.
Июль, 2007 г. На Ту-134, которым из Приштины в Украину возвращался глава МИД Арсений Яценюк, отказал один из двух двигателей. Командир принял решение лететь на одном. Нарушил инструкцию, но дотянул до Борисполя.
Октябрь, 2008 г. Ту-134, которым Виктор Ющенко собирался вылететь во Львов, через двадцать минут после взлета вернулся из-за «технической неисправности». Был подготовлен резервный Ил-62.
|
КСТАТИ
Как обслуживают и охраняют VIP-самолеты
Как утверждает пилот Писный, техники сдувают с президентских авиалайнеров пылинки. Самолеты постоянно модернизируются, улучшаются, усовершенствуются. Перед запланированным вылетом проводится самая тщательная проверка - и не только техниками, но и спецслужбами. Подписываются акты о готовности к полету. На всякий случай готовится резервный борт. Любые неисправности в самолете - исключены. А на наличие взрывчатки лайнер проверяется отдельно взрывотехниками с собаками.
За сутки до того, как принять на борт первое лицо государства, выставляется усиленная охрана - такая, что и мышь не проскочит.
В ТЕМУ
В распоряжении президента Украины, а также первых лиц государства сегодня в основном используются самолеты Ту-134А и Ил-62М. По данным на 2008 год, на балансе Госуправления делами состояло пять авиалайнеров этих моделей. Правда, как стало известно «КП», в прошлом году в ангаре появился первый «Боинг», якобы приобретенный для полетов Виктора Ющенко. Хотя несколько лет назад, будучи президентом, Виктор Андреевич обещал поддержать отечественного производителя и приобрести для госнужд за 12 млн долларов Ан-74ТК-300VIP.
КОММЕНТАРИЙ АВИАЗАВОДА
Польские летчики, принимавшие Ту-154М после ремонта, оценили его на отлично
Самолет, на котором разбился президент Польши, незадолго до катастрофы проходил капитальный ремонт в Самаре.
- Это судно было построено нашим заводом в июне 1990 года, в мае прошлого года поступило к нам на ремонт. 21 декабря мы его закончили, и через два дня самолет вылетел в Варшаву, - рассказал «КП» Алексей Гусев, генеральный директор ОАО «Авиакор Авиационный завод». - Были проведены работы, связанные с планером (так называют «скелет» самолета: фюзеляж, крылья, киль, шасси и прочие части конструкции. - Прим. авт.), капитально отремонтированы все три двигателя, обновлен внутренний интерьер, в том числе в комнате главного пассажира.
- Капитальный ремонт всех трех двигателей... Что с ними было не так?
- Двигатели были в порядке. Поясню: даже если у самолета все работает в штатном режиме, через определенное время он должен пройти капитальный ремонт. Этот Ту-154М мы отправили на ремонт в соответствии с календарными сроками по требованию польской стороны. В итоге воздушному судну был определен срок службы 25,5 года. А следующий плановый ремонт назначен через 6 лет. Никаких отклонений от норм не было.
Совместно с испытателями «Авиакора» тогда самолет проверили и польские летчики.
- Польский экипаж, как я помню, прекрасно отзывался о качестве проведенного ремонта, - вспоминает Алексей Гусев. - Они часто повторяли слово «ласточка», глядя на этот самолет.
Это подтверждает и ведущий летчик-испытатель завода Алексей Гарасевич. Он испытывал Ту-154М после ремонта.
- Мы совершили два полета по 3 - 4 часа на высоте 12 100 метров, - сообщил «КП» Алексей Гарасевич. - Проверили самолет на управляемость и устойчивость. Никаких замечаний по работе у летного состава не возникло. Самолет отправился к заказчику в отличном состоянии, и польские летчики, которые выполняли с нами ознакомительный полет, это подтвердили. Они дали самолету оценку отлично.
Любой летчик скажет: два-три месяца эксплуатации - это практически ничто для самолета. По данным на 24 марта, разбившийся Ту-154М после ремонта налетал 124 часа, совершил около 50 посадок. Неполадок за это время не возникало.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Виктор ТИМОШКИН, авиаэксперт: «Все VIP-аварии похожи»
- Эта трагедия напоминает авиакатастрофу с генералом Лебедем и другие VIP-аварии. В плохих погодных условиях пилоту приказывают снижаться или садиться. Экипаж лайнера был армейским, принадлежал военно-транспортной авиации, а на борту, помимо президента, были главком ВВС и другое руководство вооруженных сил Польши. Я не исключаю, что командиру корабля приказали приземлиться во что бы то ни стало. Вряд ли опытный экипаж - а другой президентов не обслуживает - стал бы по своей воле заходить на посадку в четвертый раз. Что касается самого лайнера, то Ту-154М - самолет достаточно надежный.
Магомед ТОЛБОЕВ, летчик-испытатель, Герой России: «Они садились с нарушениями»
- Я много раз взлетал и садился в Смоленске. Местный аэропорт - двойного назначения: может принимать и военные, и гражданские суда. Он вполне надежен. Другое дело, что там случается низкий стелющийся туман. Сверху вроде все видно, а начинаешь садиться - ничего не разглядеть. Но я уверен, еще до вылета поляков о сложных погодных условиях предупредили. Возможно, они надеялись, что туман рассеется. А вот то, что они заходили на посадку четыре раза, - явное нарушение. Есть международные правила, согласно которым экипаж после второй неудачной попытки приземлиться обязан уходить на запасной аэродром. Вполне возможно, что командиру экипажа просто приказали садиться высокопоставленные пассажиры. Например, в январе 1992 года над аэропортом «Хитроу» в Лондоне, где садился самолет Ельцина, висел туман. Видимость - 175 метров, а нужно минимум 800. Но Ельцин приказал сесть, экипажу пришлось выполнить приказ.