ВЛАСТИ РАЗРЕШЕНИЯ НЕ ДАВАЛИ
О новом монументе коммунисты Запорожья заговорили еще зимой прошлого года. Причем уверяли, что увековечить Сталина предложили простые горожане.
- К нам обратились жители Запорожья, возмущенные позицией Виктора Ющенко по присвоению звания Героя Украины Степану Бандере, - говорит второй секретарь обкома запорожских коммунистов Александр Зубчевский. - Ветераны войны и труда предложили поставить памятник человеку, который привел советский народ к Великой Победе. Мы идею поддержали и взяли на себя организацию сбора денег.
В основном откликнулись пенсионеры: давали кто сколько сможет - от гривны до нескольких тысяч. Были среди них и предприниматели, чьи деды, отцы, родственники погибли на фронтах Второй мировой. В общей сложности на памятник Сталину скинулись около 5 тысяч человек, собрав около 110 тысяч гривен. Уже известно, что Сталин будет изображен по пояс, в маршальской форме со Звездой Героя Социалистического Труда. Постамент делают из красного гранита, а сам бюст - из силумина. Общая высота - 2 м 80 см.
Но вот кто делает памятник и где его установят, держат в секрете. Объясняют просто: мол, автора не называют по его же просьбе, а место установки скрывают, чтобы подогреть интерес к событию.
- Мы планируем открытие в первых числах мая, - сообщил Александр Зубчевский. - И будьте готовы: памятник может появиться в любом месте - от центральной площади города до окраины какого-нибудь микрорайона.
Интрига интригой, но вот главный архитектор Запорожья Виктор Трубин удивился такой самоуверенности.
- Самовольно поставить памятник хоть Сталину, хоть любимой жене можно только на частной территории, - пояснил Виктор Павлович. - Что же касается города, тут без разрешения никак. А мы его не выдавали.
«РОДНЯ МОЙ ПОСТУПОК ВРЯД ЛИ ОЦЕНИТ»
Харьковский пенсионер Иван Шеховцов пожертвовал на монумент вождю больше всех - 50 тысяч гривен.
83-летний Иван Тимофеевич свое решение объясняет просто:
- До войны мы знали, что наша страна многого достигла под руководством Сталина, - и это не было преувеличением. А в 1941 году, когда немцы были уже у стен Москвы, народ, узнав, что Сталин не покинул Первопрестольную, воспрянул духом. В бой мы шли со словами: «За Родину, за Сталина». Конечно, при Хрущеве началось разоблачение его культа, но ведь даже Черчилль признавал его величие.
Шеховцов сразу решил перечислить 50 тысяч гривен. Щедрому пенсионеру вскоре перезвонили с благодарностью и пригласили на открытие.
- Я всю жизнь проработал юристом, а уйдя на пенсию, решил копить деньги, - признался Иван Тимофеевич. - Хотел завещать 21-й школе города Москвы, при которой находится Музей Зои Космодемьянской. Но школа без наследства не останется (смеется).
- А как родные отнеслись к вашей щедрости?
- Если и узнают родственники о моем поступке, вряд ли одобрят. Они к Сталину совсем иначе относятся, чем я.