Конституционный Суд Украины разрешил ограничить неприкосновенность народных депутатов.
Об этом говорится в заключении КС по делу относительно гарантии неприкосновенности для отдельных чиновников.
Этот законопроект предлагает откорректировать институты неприкосновенности Президента и народных депутатов. В частности, предложено отменить гарантии депутатской неприкосновенности. Суд решил, что исключение этой нормы не предусматривает отмену или ограничение прав и свобод человека и гражданина и не противоречит Конституции в целом, и согласился с предложением.
Кроме того, в Конституции говорится, что нардепы не несут юридическую ответственность за результаты голосования или высказывания в парламенте за исключением ответственности за оскорбление или клевету. Законопроект предлагал упразднить эту норму Конституции. Впрочем, с этим КС не согласился. Судьи решили, что это ограничивает права и свободы человека и гражданина.
Также законопроект предлагает немного откорректировать часть 3 статьи 80: «Народный депутат Украины не может быть без согласия Верховной Рады задержан или арестован до вступления в силу обвинительного приговора суда». В то время как сейчас нардеп не может быть без согласия ВР привлечен к уголовной ответственности, задержан или арестован. Это предложение суд одобрил.
При этом суд отказался ограничивать неприкосновенность Президента. Об этом говорится в решении Конституционного Суда в деле относительно гарантии неприкосновенности для отдельных должностных лиц.
В частности, законопроектом предусматривается часть Конституции, согласно которой «за посягательство на честь и достоинство Президента Украины виновные лица привлекаются к ответственности на основании закона». По заключению КС, предложенные изменения могут повлиять на ограничение прав и свобод человека и гражданина и противоречат требованиям Конституции, поскольку оскорбление или клевета на Президента могут рассматриваться не только как посягательство на права президента, но и как проявление неуважения к народу в целом.
Также законопроектом предлагается исключить часть Конституции, по которой Президент пользуется правом неприкосновенности на время исполнения полномочий, и дополнить ее новой частью: «Президент Украины не может без согласия Верховной Рады Украины быть задержан или арестован до вступления в силу обвинительного приговора суда в отношении него». В соответствии с заключением КС это предложение модет привести к ограничению прав и свобод человека и гражданина, ликвидации независимости и к нарушению территориальной целостности Украины, что не отвечает требованиям Конституции.