«Любящая женщина должна быть готова на все»

Актриса, сыгравшая главную женскую роль в фильме «Поп», который вышел на экраны, дала «Комсомолке» откровенное интервью.

Кадр из фильма «Поп».

За фильм «Поп» Нина Усатова уже успела получить «Золотого орла» как лучшая актриса второго плана. Впрочем, само понятие «второй план» в отношении Усатовой работает плохо - она притягивает к себе взгляды зрителей даже в небольшой роли.  «По амплуа я простая русская женщина», - сказала как-то Нина Николаевна в одном из интервью. «Холодное лето 53-го», «Мой друг Иван Лапшин», «Ой вы гуси, гуси», «Мусульманин» - такой фильмографии может позавидовать любая актриса. В картине «Поп» Усатова сыграла жену православного священника, которая жертвует собой, для того чтобы сохранить жизни мужу и приемным детям.

Пуговицы на кальсонах

- Нина Николаевна, в «Попе» вы опять сыграли простую русскую женщину. Не обидно, что за вами закрепился этот ярлык?

- Нет, мне, напротив, это льстит. Как я могу отказаться от своих корней? Ведь я родилась в простой деревенской семье на Алтае, хорошо знаю, как живут люди в провинции. Понятно, что годы, прожитые в Санкт-Петербурге, не могли не сказаться на мне, но в душе я все та же сибирская женщина, которая хорошо помнит, как доить коров и гладить одежду чугунным утюгом. И мне это в жизни всегда только помогало. Все мои режиссеры, напротив, чувствовали во мне эту русскую женственность. Это самое ценное, что я имею.

- Вы ведь стали актрисой как раз в то время, когда в моду вошло литературное течение деревенщиков - Астафьев, Распутин, Шукшин…

- И их произведения активно ставили в театре. Поэтому на недостаток ролей мне было грех жаловаться. Когда я приехала работать в Ленинград в Молодежный театр, тут же возник вопрос о прописке. И в одной из бумаг стоял комментарий кого-то из руководителей театра: «Она нужна городу». Имелось в виду мое социальное происхождение.

- Какую из ролей, сыгранных в Молодежном, вы сейчас вспоминаете с наибольшим трепетом?

- Первую, конечно: вдову Степанову в спектакле «Отпуск по ранению» по повести писателя-фронтовика Вячеслава Кондратьева. Там произошел случай, который я запомнила навсегда. Моя героиня весь спектакль стирает солдатские гимнастерки и кальсоны. А я всегда стараюсь войти в образ. Поэтому вода на сцене всегда была горячая, в руках я держала хозяйственное мыло.  А когда моя партнерша по сцене начинала строчить на машинке «Зингер», я поперек такта водила пуговицей на кальсонах  по стиральной доске - это была реалистическая нота, которая задавала тон. Однажды посмотреть постановку пришел профессор Петров, преподававший в Академии театрального искусства. А  после спектакля и говорит: «Нина, маленькая неправда рождает большую ложь. И вы, и художник должны были знать одну важную вещь». На этом месте я чуть не умерла. Ведь в эту роль я вложила всю душу! «На солдатских кальсонах, - продолжил он, - во время войны были не пуговицы, а завязки». Я подумала: «Боже мой, какой ужас!» И я тут же побежала в костюмерную, оторвала все пуговицы от кальсон и пришила к ним завязки.

- С таким подходом вам, наверное, сложно смотреть современные фильмы о войне?

- И не говорите! Меня коробит сразу же, когда я вижу на солдате чистую гимнастерку. Да в жизни такого не было! Сейчас вообще многие забывают, что реквизит играет не последнюю роль в создании образа.

- Вы производите впечатление человека, не потерявшего связь со своими корнями.

- Я очень на это надеюсь. Говорю же: моя генетическая память не раз помогала мне в работе. В спектакле «Беда» я должна была играть старуху, хотя мне было не больше 30. Съездила домой на Алтай, нашла бабушкин сундучок с удивительными вещами - простой тужуркой с фланелевой подкладкой, юбкой, ботами «прощай, молодость»… Все это я увезла в Ленинград и  прожила в этих вещах месяц. А  на репетиции встала и пошла по сцене походкой моей бабушки. Точно такая же история была и на съемках «Мусульманина» Хотиненко. Я весь фильм хожу в халате, который носила моя мама. И, только посмотрев картину, вдруг осознала, что я играла не  абстрактную героиню, а свою  мать...

Семья и феминизм

- В кино вам везет с партнерами - Евгений Миронов, Петр Мамонов, теперь Сергей Маковецкий. Но и большая часть лавров достается именно им. Никогда не было обидно из-за этого?

- Скажу так: в хорошем партнере приятно растворяться. В нашей профессии нельзя тянуть одеяло на себя, выбиваться из канвы. При этом главный парадокс, что чем внимательнее ты слушаешь партнера, тем выигрышней сама смотришься на экране.

- Это сейчас в вас та самая «простая русская женщина» говорит. Не чувствуете себя ретроградкой на фоне победившего феминизма?

- Каждый живет так, как он хочет. Я, кстати, не могу сказать, что плохо отношусь к феминисткам. Когда я слушаю Марию Арбатову, то отмечаю для себя, что она говорит правильные вещи. Другое дело, что жить или не жить по этим правилам - мое личное дело. С моим нынешним любимым человеком я, например, совсем не готова бороться за лидерство в отношениях. Не потому, что этого нет у меня в характере, а из-за того, что в нормальных отношениях такого вопроса вставать вообще не должно. Какая разница, кто в семье главнее, если оба любят друг друга? Где-то ведь нужно и пожертвовать своими интересами.

- В «Попе», кстати, ваша героиня жертвует не только интересами, но и своей жизнью во имя спасения мужа и детей. То есть вы примеряли эту ситуацию на себя?

- Да, конечно. Женщина, если она любит по-настоящему, должна быть готова на все. Особенно если речь идет о жизни детей.

- А сына воспитали настоящим мужчиной?

- Мне хочется на это надеяться. Он сейчас учится на юридическом факультете в СпбГУ. Поживем - увидим.