Зачем чиновники перекраивают украинское небо?

Отечественную авиацию сотрясает один скандал за другим.

Недавно сразу три украинских авиакомпании подали судебные иски против действий лицензионной комиссии Государственной авиационной администрации, которая аннулировала ряд назначений на рейсы международных маршрутов. Из-за действий чиновников могли пострадать около 11 тысяч человек, которые уже заказали билеты на эти рейсы.

ЭТОМУ ДАЛА, А ЭТОМУ НЕ ДАЛА

Судным днем для отечественной авиации могла стать дата 25 марта 2010 года. В этот день лицензионная комиссия Госавиаадминистрации приняла решение об отмене назначений компании «Донбассаэро» на международные маршруты Киев - Москва - Киев, Харьков - Баку - Харьков. Также было отменено назначение «Аэросвита» на международный маршрут Киев - Загреб - Киев. А авиакомпания «Днеправиа» была отстранена от участия в рассмотрении ее заявок на любые назначения.

- Мы получили уведомление о заседании комиссии за три дня до ее проведения, - говорит заместитель гендиректора «Донбассаэро» по коммерческой деятельности Людмила Слободянюк. - Само же заседание было проведено необъективно, аргументы авиакомпаний не принимались во внимание, чиновниками были проигнорированы наши доводы, а лицензионная комиссия по отдельным вопросам принимала решение путем открытого голосования, в присутствии авиакомпаний, по другим - путем тайного голосования. Это дает основания предполагать, что некоторые из принятых решений могли иметь коррупционный характер. Мы считаем, что происходило некое принятие заранее спланированного решения, поскольку никакие факты и аргументы со стороны перевозчиков во внимание не принимались.

Авиаперевозчики говорят, что на заседание лицензионной комиссии были приглашены представители авиакомпании «Международные авиалинии Украины», порядок эксплуатации маршрутов которой на заседании комиссии не рассматривался. Причем сразу после вынесения лицензионной комиссией решения об отмене разрешения авиакомпании «Донбассаэро» на эксплуатацию линии Киев - Москва авиакомпанией МАУ тотчас были предъявлены копии заявок на право обслуживания данного маршрута.

МОГЛИ ПОСТРАДАТЬ ПАССАЖИРЫ

Пока чиновники перераспределяли авиационные маршруты, могли пострадать более 10 тысяч пассажиров. Кроме того, на кону была репутация Украины.

- До начала летней навигации оставалось три дня, - продолжает Людмила Слободянюк.-  По расчетам, которые мы сделали незамедлительно, оказалось, что пассажирами было забронировано 11 тыс. билетов, и подобные действия ставят под угрозу в принципе репутацию Украины как авиационного государства. Сейчас достаточно жесткая конкурентная мировая среда для того, чтобы внутри Украины происходили подобные инциденты, которые ставят под удар имидж авиации страны.

Однако, несмотря на сложившиеся обстоятельства, при поддержке Минтранса все запланированные рейсы были выполнены.

- Надеемся, что новая политика в отрасли позволит избежать подобных прецедентов, вернет отношения между перевозчиками и Госавиаадминистрацией в нормальное русло и обеспечит прозрачность, которая позволит развиваться всем компаниям, - заявил заместитель коммерческого директора «Днепроавиа» Олег Левченко.

ВСЕ РЕШИТСЯ В МАЕ

После скандального решения лицензионной комиссии все три авиакомпании - «Донбассаэро», «Днепроавиа» и «АэроСвит» - обратились в Киевский окружной административный суд с требованием признать неправомерными и отменить соответствующие решения комиссии. И судьи в порядке обеспечения исков приостановили оспариваемые решения лицензионной комиссии Госавиаадминистрации Украины.

- Ранее ни одна из авиакомпаний не предупреждалась о нарушениях, не составлялись акты, не выносились предупреждения об устранении нарушения, - говорит секретарь наблюдательного совета «АэроСвита» Максим Юхименко. - Таким образом, Госавиаадминистрацией не была соблюдена процедура, предусмотренная законодательством, после которой мог бы рассматриваться вопрос об отмене назначения на международные рейсы.

Представители перевозчиков основным виновником дискриминации авиакомпании считают бывшего главу Госавиаадминистрации Александра Давыдова, февральские решения которого компания «Днепроавиа» оспаривает в судах до сих пор.

- К сожалению, пока Госавиаадминистрация не планирует рассматривать вопрос назначения третьего перевозчика со стороны Украины путем проведения конкурса на рейс в Тель-Авив, - говорит Олег Левченко. - Хотя причиной конфликта было назначение Давыдовым авиакомпании «МАУ» на этот маршрут в нарушение законодательства. Думаю, именно заявка «Днепроавиа» на полеты в Тель-Авив повлекла принятие лицензионной комиссией решения об отстранении «Днепроавиа» от рассмотрения заявок на любые маршруты. Заодно «пострадали» и «АэроСвит», «Донбассаэро», которые являются назначенными перевозчиками на маршрут в Тель-Авив.

А пока новое заседание лицензионной комиссии назначено на 17-21 мая. Перевозчики  надеются, что ситуация с распределением маршрутов изменится в лучшую сторону, чиновники начнут работать прозрачно, а их решения не придется оспаривать в судебном порядке.