«УЧТИТЕ, ЧТО МЫ ЗА СПИНОЙ У КОНЧИ-ЗАСПЫ»
Частный сектор Осокорков - дощатые заборы, накатанные в весенней грязи дороги, невысокие дома-старожилы и Днепр под окнами. Клочок земли вырван из суеты мегаполиса, чьи небоскребы едва различимы вдалеке. Этот район, по информации МЧС, располагается в зоне возможного затопления - он может уйти под воду уже 10 апреля.
- К сожалению, мы сейчас не можем на 100% сказать, что пострадавших территорий не будет, - заявил министр МЧС Нестор Шуфрич. - Мы ожидаем приблизительно с 10 апреля повышения уровня воды.
- Угроза наводнения очень велика, - предупреждал еще в феврале директор Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко. - Таяние снега и льда на дорогах и улицах города спровоцирует нечто похожее на то, что стряслось в 1931-м (самый большой потоп в истории города, под воду ушла почти треть территории Киева. - Авт.). Думаю, первое «веское слово» Днепр скажет дачам в районе Козинки, Гнедина, Процева, Кончи-Заспы и т.д. Их может просто смыть.
- Да не боимся мы никакого потопа, - отмахивается занятый перевозкой грунта Анатолий Шульга, живущий в частном секторе Осокорков уже 53 года. - Были они и в 70-м, и в 79-м. Переживем и нынешний.
Сорок лет назад в доме Анатолия, тогда подростка, стояла вода. Вычерпывать ее было некуда, Днепр залил весь двор. Сейчас у фундамента дома лежит перевернутая вверх дном старенькая, но исправная двухместная лодка. Та самая, что спасала семью Шульги в 70-е годы.
- Не утонем, - говорит он, любовно похлопывая суденышко по видавшим виды бортам. - К тому же учтите, что мы за спиной Кончи-Заспы. Поселок - вверх по течению, и там наводнения точно не допустят, так что и нам горевать нечего.
«ПОЖАЛЕЙТЕ НАС - НЕ ПОДЫМАЙТЕ ПАНИКУ!»
Почти каждый житель этой городской деревни - рыбак, и любое «дыхание» Днепра они чувствуют, как и свое собственное.
- Вчера воду сбросили, - рассказывает Анатолий Шульга. - Сейчас Днепр достиг осеннего уровня, а вот пару дней назад обмельчал дальше некуда.
Не паникуют и соседи Анатолия. Виктор Васильевич, заядлый рыбак, хвастается уловом - на дне полиэтиленового пакета бьют хвостами два еще живых толстых карася.
- В 79-м году у меня была лодка «Крымка», работал тогда на заводе «Буревестник», - рассказывает рыбак, усаживаясь в свое резиновое суденышко. - Сотрудники создали бригады спасателей, которые на лодках доставляли людей к остановке, чтобы смогли добраться до работы. В случае чего и в этот раз сами как-нибудь организуемся. Но вряд ли будут такие масштабы.
Днепр спешно листает волны, снося резиновую лодку. Виктор Васильевич сноровисто орудует веслами и на прощание машет нам рукой.
…В местном магазинчике говорят, что никакого ажиотажа на продукты питания нет.
- Люди покупают все как обычно, - рассказывает продавщица. - Никто не тащит мешками муку и не скупает спички. Пожалейте нас - не подымайте панику! Иначе сейчас начнется: цены полезут вверх, люди будут драться за продукты, которые они не съедят и которые пропадут.
Похоже, что с таким опытом борьбы с водной стихией жителям Осокорков действительно нечего бояться. По крайней мере лодки здесь есть почти в каждом дворе.
- А как может быть по-другому, если живешь возле реки? - все как один говорят они.
Единственное, что может доставить хлопот в случае небольшого подтопления, - груды мусора, сваленные недисциплинированными туристами на берегу Днепра. Они поплывут в огороды. Но это уже вопрос к коммунальщикам.