Сделаем «пирсiнг» и пойдем в «бiл‘ярд»

В Днепропетровске издали сборник самых вопиющих примеров безграмотности в наружной рекламе.

Идея создания проекта «Письменное слово на улицах Днепропетровска», вобравшего в себя весь перечень ошибок в рекламных текстах, возникла в национальном университете им. Олеся Гончара. И, судя по толщине изданных книг, ошибок в рекламе с каждым годом становится все больше: за 2007 год - 46 страниц,  за 2008 - 86, за 2009 - аж 120 страниц.   Например, чаще всего продают «акссесуары» вместо аксессуаров, «мороженное» вместо мороженого. Народные умельцы занимаются заменой «стекл» часов, а также «руссификацией»  мобильных телефонов, учатся «исскуству» управления собственной судьбой, изготавливают ключи «всехвидов», рекламируют «Беларусскую» косметику и «иммитируют» ковку. И это только русскоязычные ошибки, которые, кстати, свидетельствуют не только о неграмотности рекламистов, но и о нарушении Закона Украины «О рекламе».

Украиноязычных ошибок еще больше. Горожан приглашают посетить «Піццерію» (правильно Піцерія), зайти в магазин «Побутова химія», отведать «Кури - гріль» (правильно гриль), сделать «пирсінг», насладиться ароматом «парфюмерії» (правильно парфумерія), посетить «Рибний Павільон» (правильно павільйон), отведать  винограда «киш-мишь» (правильно кишмиш), а также провести день в «ТоргОвельном центре».

- Все эти ошибки свидетельствуют о низком уровне образования, - считает декан факультета украинской и иностранной филологии и искусствоведения ДНУ Ирина Попова. - А также о том, что в комиссиях, разрешающих установку вывесок и  рекламных плакатов, нет специалистов-филологов, которые могли бы контролировать грамотность рекламных сообщений.

Надо сказать, что сотрудники центра истории и развития украинского языка пытались бороться с безграмотностью:  проводили семинары, разъяснили ошибки и рассказывали, куда следует обратиться, чтобы проверить грамотность рекламного текста. Но «воз и ныне там»…

- Рекламы с каждым годом появляется все больше, и она не становится более качественной в плане грамотности, -  утверждает Ирина Попова. - Проблема эта - двусторонняя: тот, кто дает рекламу, не знает правил и допускает ошибки. А тот, кто принимает рекламу, тоже не знает правил и позволяет «украшать» этой безграмотностью улицы.

Стоит сказать, что центр истории и развития украинского языка при ДНУ готов помочь рекламистам правильно писать. При центре действует телефон «горячей линии» 374-98-76, позвонив по которому, можно получить консультацию специалиста.



Декан филфака ДНУ Ирина Попова