Киллера для Курочкина специально готовили в Крыму

Сегодня исполняется три года со дня убийства в Украине российского бизнесмена. За это время так и не удалось установить, кто отдал приказ о его ликвидации.

А того, кто нажал на курок снайперской винтовки, второй год безуспешно ищут в России.

«ТОЛЬКО ТИМОФЕЙ НАЗОВЕТ ЗАКАЗЧИКОВ»

Как удалось узнать «Комсомолке» в следственном управлении МВД, киллера зовут Тимофей. Он родом из Днепропетровской области. В этом году ему исполнится 35 лет. Последние годы Тимофей жил в Москве, где и получил российское гражданство. Он ни разу не привлекался к уголовной ответственности, но есть данные, что в составе одной из преступных группировок зарабатывал на жизнь рэкетом как на родине, так и в России.

Тимофей входил в группу так называемых боевиков, которых специально готовили для выполнения спецзаданий. В 2007 году он проходил тренировку на одной из баз в Крыму, где серьезно занимался стрельбой. Именно с полуострова он прибыл в Киев для устранения Курочкина во время судебных слушаний. Прибыл не один, а с киллером-помощником. Второй стрелок нужен был для подстраховки на случай, если «мишень» выведут из зала Святошинского суда с центрального входа.

К приезду киллеров в столицу уже был готов план ликвидации «объекта». Продумали, как и где лучше совершить убийство, выбрали оружие – винтовку чешского производства Sako. Ее незадолго до преступления изъяли в Чехии у эмигранта из России и переправили в Украину.

Оружие выбирали неслучайно, убойная сила винтовки такова, что не спасет даже бронежилет. Из нее можно было выстрелить с расстояния более 200 метров и не оставить жертве шансов выжить. В этом корреспондент «КП» убедилась лично…

«СЕГОДНЯ Я ВЫЙДУ»

Все события, предшествующие и последующие убийству Максима Курочкина, развивались на моих глазах. 27 марта 2007 года Святошинский суд назначил второе заседание по делу бизнесмена. В коридоре столпились журналисты, прокуроры, да и просто охочие поглазеть на миллионера, обвиняемого в вымогательстве у киевского таксиста 10 тысяч долларов, квартиры и телевизора.

Дом, из которого велся огонь.

Заседание не начинали, ждали когда из СИЗО доставят Максима Курочкина. Только после того, как подсудимого устроили в тесной клетушке, разрешили войти в зал и остальным. Максим стоял внутри клетки и явно позировал перед камерами. На вопросы отвечал: «Все нормально. Возможно, сегодня выйду».

Мне удалось устроиться во втором ряду возле окна. Передо мной места на скамье заранее забронировали трое здоровых мужиков. Один оказался потерпевшим, два других - его телохранителями. Предоставить охрану главному фигуранту дела, на ком держалось все обвинение, попросил сам Курочкин.

УБИЙЦУ ВЫДАЛ СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК

Увы, надежда подсудимого выйти на свободу не оправдалась. Несмотря на доводы Курочкина, что на него готовится покушение, суд отклонил ходатайство о пересмотре меры пресечения с ареста на подписку о невыезде. Расстроились и родители бизнесмена, приехавшие из Москвы поддержать сына. Мама утирала глаза платочком, отец лишь сильнее сжимал руку супруги.

В этот день опрашивали потерпевшего Александра Л., мужчину нервного и издерганного. Судья огласил его первоначальные показания, в которых он описывал, как Курочкин назначил ему встречу в отеле «Премьер-Палас», чтобы решить вопрос о дележе имущества с его экс-супругой. (Бывшая претендовала на однокомнатную квартиру, телевизор и 10 тыс. долларов, и Курочкин настаивал, чтобы потерпевший это имущество жене вернул. - Прим. ред.) Как перенесли встречу на Окружную под Киевом. Как он приехал под прикрытием оперативников. Но все равно не избежал побоев. По рассказу жертвы, в автомобиле, куда его пригласили поговорить, Максим Курочкин его щипал и даже укусил за ухо. На защиту искусанного бросились убоповцы, которым пришлось подраться с бойцами спецподразделения «Титан», нанятыми охранять Курочкина.

Из этого окна киллер выстрелил в Курочкина.

Пока защита задавала вопросы потерпевшему, а тот путался в показаниях, я заметила, как по стене за спиной судьи пробежал солнечный зайчик. Кривое пятнышко размером в пятикопеечную монету. «Наверное, дети балуются», - подумала. В каких-то двухстах метрах от здания суда стоит 9-этажка, и кто-то вполне мог посветить зеркальцем. Но блик снова появился, и тут в голове стали бродить безумные мысли: «А что, если это снайпер прицеливается и оптика отсвечивает на солнышке?» Если это снайпер, то кто мишень? Единственной вероятной целью мог быть только потерпевший. Но огонек так же неожиданно, как и появился, - пропал...

Дальнейшие события знают все - Курочкина застрелили на пороге суда, когда его вели к машине. Снайпер стрелял с чердака девятиэтажки, той самой, откуда плясал по залу заседания солнечный зайчик. Пуля прошла навылет, ранив при этом конвоира Андрея Литвинчука, шедшего за Курочкиным.

После того как эксперты обследовали место, где засел стрелок, мне тоже удалось там побывать. Внутренний двор, куда привозили заключенных, был как на ладони. Частично просматривался и зал заседаний. Даже если бы машину с арестованным подогнали к входу, стрелок все равно сумел бы достать объект. Ему на руку сыграл затеянный ремонт здания. Из-за стоящих «лесов», наваленных во дворе стройматериалов «автозак» не мог подъехать вплотную к двери. 

Теперь следственные органы надеются, что поимка киллера поможет выйти на заказчиков. В его поиске помогают российские коллеги. Если он до сих пор жив, есть шанс. Но как показывает опыт, после такого громкого преступления людей, которые бы указали на тех, кто их нанял, в живых не оставляют.

СПРАВКА «КП»

Максим Борисович Курочкин родился 4 июня 1969 г. в Москве. Окончил юридический факультет МГУ. 

В Украине Курочкин как председатель наблюдательного совета контролировал отели и рынки. Борьба за днепропетровский рынок «Озерки» стала, скорее всего, решающей в его судьбе. 

В феврале 2005 года он был объявлен в розыск в Украине по подозрению в причастности к вымогательству. 20 ноября 2006 года Курочкин прилетел из Москвы, и в аэропорту «Борисполь» его арестовали.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Поездка в Украину была подстроена

В Украине разговорить тех, кто вел дела вместе с Максимом Курочкиным, оказалось не так-то просто. «Комсомолке» удалось связаться с одним из приближенных к нему людей. У Сергея Р. - своя версия произошедшего.

- Все обвинения в отношении Курочкина настолько были притянуты за уши, что даже смешно, - говорит Сергей. - Бизнесмена, ворочавшего миллионами, обвиняли в ничтожном вымогательстве. Кто? Человек, шесть лет отсидевший за вымогательство! Это нонсенс. Макс мог за несколько дней потратить сумму, равную стоимости квартиры, не говоря уже о телевизоре или что там он якобы еще требовал.

- Но он же встречался с потерпевшим?

- Максим был достаточно авторитетным человеком в Киеве и в Украине. Но он еще был человеком слова. Пообещал знакомой, что поможет ее родственнице решить вопрос с бывшим мужем, и сдержал слово. Мне вообще кажется, что все было подстроено специально.

- Почему вы так думаете?

- В этом были заинтересованы влиятельные в бизнесе и правительстве люди. Правда, потом с материалами следствия произошли странные вещи: из Управления по борьбе с организованной преступностью пропали аудио- и видеозаписи. Остались только слова «потерпевшего», ничем, по сути, не подкрепленные.

- Если это дело не представляло опасности для Курочкина, почему он уехал из Украины?

- Поэтому и уехал, чтобы о нем на время забыли, страсти улеглись. Так оно и было - Максима объявили в розыск, а он спокойно жил в Москве. Его долго уговаривали поехать в Украину, закрыть все дела, договориться. То, что он уже не вернется в Россию, стало ясно после того, как убили его бизнес-партнера, акционера Днепропетровского рынка «Озерка» Владимира Воробьева (на днях киллеры были осуждены. - Прим. ред.) и когда расстреляли под Киевом его московских помощников.

- Кто конкретно замешан в этом деле?

- Как говорится, ищите, кому выгодно. Но сомневаюсь, что заказчиков когда-то вычислят. Это очень серьезные люди.

КСТАТИ

Погибшего оправдали посмертно. Но потом передумали

То что обвинение в вымогательстве, предъявленное Максиму Курочкину, не выдерживало критики, не скрывали даже в столичной прокуратуре, поддерживавшей обвинение в суде. Выступающие на процессе прокуроры были удивлены топорной работой следователей, собиравших материалы. А после смерти Курочкина дело, как и ожидалось, развалилось. Его закрыли в связи с недоказанностью вины подсудимого. А Максима Курочкина судья Анатолий Есельский оправдал посмертно.

Но с такой формулировкой были не согласны правоохранители, настоявшие на том, чтобы Апелляционный суд отменил оправдательный приговор. Дело снова вернулось в тот же Святошинский суд, но уже к другому судье. И только в прошлом году его закрыли с формулировкой: «В связи со смертью подсудимого».