Жерар ДЕПАРДЬЕ: «У меня 20 детей от 10 женщин!»

Выдающийся французский актер дал откровенное эксклюзивное интервью «КП».

Вот уже не первый десяток лет Жерар Депардье является самым высокооплачиваемым актером Франции.

О таких, как Депардье, говорят «больше, чем жизнь». Он - самый известный французский, а быть может, и европейский артист. Символ Франции, пришедший на смену Жану Габену. Само воплощение «чрева Парижа», раблезианской плебейской мощи, животной экспрессии. Физически невозможно сняться больше, чем в 180 фильмах, будучи щепетильным аристократом. Депардье неразборчив и неостановим: снимался и в выдающихся картинах великих режиссеров, и в полном барахле. Промышляет не только актерским трудом, но и куроводством, виноделием, ресторанным бизнесом. Не боится замарать рук, не стесняется в выражениях. Но при этом и не бравирует своей простецкостью, впрочем, он вовсе не так уж прост. Он такой, какой есть, этот эксцентричный здоровяк, выросший в крайней нищете, а теперь разъезжающий по миру на собственном самолете в поисках лучших продуктов для двух своих ресторанов в центре Парижа. Самобытный, ни на кого не похожий, не признающий авторитетов, с крестьянской хваткой и своей собственной, в высшей степени жизнеспособной системой ценностей. Он настолько - во всех смыслах - крупный человек, что все, о чем его ни спроси, кажется мелким. Впрочем, большое, как известно, проявляется именно в мелочах…

«Я не менялся с 3-летнего возраста»

- Вы где-то сказали, что больше у вас нет амбиций…

- Нет, я сказал не так. Я сказал, что у меня НИКОГДА не было амбиций! Нет и сейчас! Меня просто интересуют люди, жизнь. Я всегда был ужасно любопытен, с самого раннего детства. Меня интересуют другие, возможно, в этом и заключается разница между мной и остальными актерами. Актерская профессия для меня - это способ знакомства с разными людьми. Самыми разными. Например, если я играю врача, то общаюсь с врачами, иду в госпиталь, иду в операционную… Могу даже операцию кому-нибудь сделать! Считаю эту возможность огромной привилегией своей профессии.

- Вы не переживаете из-за того, что не так уж молоды? И, возможно, чего-то уже не в состоянии сделать в кино?

- Физическая форма меня вообще не интересует! Какая разница, какое у тебя тело?! Главное, кто ты такой. Внутри человек не меняется. Это мое убеждение! Вот я, например, не менялся с 3-летнего возраста. Всегда любил наблюдать за другими, заглядывать внутрь себя… Нет, я не похож на вечного оптимиста-идиота, иногда я настроен очень пессимистически. И печаль, и веселье - часть моей жизни. Я раз десять расшибался на мотоцикле, перенес операцию на сердце, из жизни ушли мои лучшие друзья… Режиссеры Морис Пиала и Франсуа Трюффо, актер Жан Карме, певица Барбара - с этими людьми мы смотрели на жизнь одинаково. Они ушли, как и мой сын Гийом (он умер в 2008 году  в возрасте 37 лет от пневмонии. - С. Т.)… И все же они со мной. Я не считаю, что жизнь конечна. Жизнь для меня - это бесконечное продолжение бега с препятствиями.

«Хотел бы сняться не у Михалкова, а у молодых»

- Вы написали поваренную книгу, владеете винодельнями и ресторанами. Все это дает вам удовольствие? Или для вас это еще одна работа?

Депардье всегда обожал компанию красивых женщин, а те отвечали ему взаимностью. На этих снимках Жерар в обществе актрис Сандрин Боннэр, Сесиль де Франс, Умы Турман и Инес Састр.

- Нет, не работа. Все это делает меня живым, дает возможность общаться с людьми, как и я, страстно увлеченными гастрономией. Как хозяин ресторанов, я должен заботиться о том, что в них подают, о людях, которые ко мне приходят. А чтобы еда была вкусной, нужно интересоваться качеством мяса, рыбы, птицы. Как все это растет, кто за этим следит? Заниматься всем этим ужасно мне нравится. А еще у меня есть отель в 6-м округе Парижа (район Сен-Жермен-де-Пре. - С. Т.). И знаете, что я понял? Чтобы уложить людей спать в роскошной обстановке, совершенно необязательно иметь в номере кровать от Луи Виттона. На самом деле, если хотите знать, людям плевать на Луи Виттона. Предоставьте им возможность почувствовать себя свободными, и дело в шляпе. Но если ваша идея роскоши - это быть окруженным десятком слуг и телохранителей, как кинозвезда, значит, вы полны дерьма. Потому что все это пшик! Вот когда сидишь один в номере собственного отеля, глядишь на принадлежащую тебе удивительную картину Миро или Камиллы Клодель, пьешь первоклассное вино - это и есть настоящая роскошь!

- Вы всегда были страстным поклонником виноделия?

- Скорее я страстный поклонник той местности, где произвожу вино. Я лично знаю всех людей, что выращивают мое вино в местечке Мендоза, в Анжу, в Марокко, в Алжире, в Италии и в Испании. У меня ведь только в Бордо три виноградника, три в Кот-дю-Рон, в Руссийоне, в Бержераке! Я знаю всех, обо всем забочусь и все держу под контролем! Свои поездки в эти места я называю «рандеву» - для меня это не столько деловые, сколько любовные встречи. Виноделие для меня - любовь, а не бизнес!

- То есть делать вино - как заниматься любовью?

- Конечно, а как же еще? Производить вино или еду - значит отдавать свою любовь людям. Удивлять их. Давать им то, что они хотят, даже если иногда они не знают, чего именно! Я и в кино пытаюсь сделать так, чтобы мои режиссеры почувствовали себя свободными. Часто они несвободны, находятся под давлением слишком большого количества обязательств. Я стараюсь помочь им освободиться от давления денег, ведь не только деньги дают свободу.

- Я слышал, что, если вы не уважаете режиссера, вы можете превратить его жизнь в ад. И наоборот.

- Неправда! Я с уважением отношусь к режиссеру, если уж у него снимаюсь. Иначе я просто не соглашаюсь на роль. Я же не мазохист и не врач-психотерапевт! Я работаю только с теми, кто мне интересен, кто может тронуть мою душу и с кем мне легко. Проблема в том, что едва ли сейчас Пазолини, Бунюэль, Бертран Блие или Бертолуччи могли бы снимать свои фильмы. Их бы сейчас просто никто не услышал! Великие авторы ушли, но появилась интересная режиссерская молодежь в Латинской Америке, Румынии и у вас в России. Я не Михалкова имею в виду, а новое поколение. У ваших молодых режиссеров я снимался бы с удовольствием!

«Всему в жизни я обязан своим любовницам»

- Каковы ваши отношения с Голливудом?

- Ничего плохого о нем я сказать не могу. Я много там снимался, но отказывался сниматься еще больше. Голливуд - это призрак кинематографа. Там полно изумительных актеров, но почему же так трудно работать в Голливуде? Работа там может стать настоящим кафкианским кошмаром. Вы думаете, последняя коммунистическая страна - это Россия или Северная Корея? Ничуть не бывало, это Голливуд!

- Вы снимаетесь и в главных, и в небольших ролях, у известных и совершенно никому не ведомых режиссеров. Все зависит от того, по душе вам та или иная роль или нет?

- Да насрать мне на роли! И на «важные темы» насрать. Например, когда я снимался в картине «Другой Дюма», мне было совершенно наплевать на эту идиотскую полемику, какого цвета кожа была у Дюма, которого я играл. Меня интересуют исключительно люди, с которыми я работаю. А работаю я с людьми, которых знаю или хочу узнать. Даже если вместе мы делаем явно плохое кино. Я ведь ничего не ожидаю от фильма, в котором снимаюсь. Меня интересует лишь жизнь, которую я провожу на его съемках. Я участвую только в тех картинах, которые приносят мне удовольствие в процессе работы. Я же говорю, что у меня нет никаких амбиций или карьеристских соображений! Просто какие-то люди меня интересуют, а какие-то нет.

- В ваших мемуарах «Украденные письма» вы с большой благодарностью пишете о своих женщинах.

- Всему в жизни я обязан своим любовницам! У женщин и вправду можно всему научиться. Вот я и учился у таких своих любовниц, как Маргерит Дюрас и Жанна Моро (знаменитая писательница Дюрас, автор сценариев фильмов «Хиросима, любовь моя» и «Любовник», была на 34 года старше Жерара, выдающаяся актриса Моро была старше на 20 лет. - С. Т.). Но не меньшему я научился у женщин-писателей, таких как Вирджиния Вулф или Анаис Нин. Я вообще писательниц предпочитаю писателям. Хотя мне и очень нравится Скотт Фицджеральд, но и его я предпочитаю Колетт. Не говоря уж о Хемингуэе! Женщины живут совершенно другой жизнью, ведь они рождены, чтобы быть матерями. Часто им приходится долго ждать чего-то от жизни... Многие мои подруги, например, Барбара, были сильными женщинами. Они пробуждали во мне желание ждать, тоже быть терпимым и инертным…

Если вы хотите поговорить о женщинах, с которыми я жил, это будет не очень интересно. Хотя на протяжении всей моей жизни у меня были потрясающие сожительницы! Когда мы расходились, мы никогда не расставались врагами - только друзьями! Разводиться всегда было дорого, я не скрою. Ну так что ж? Это ведь всего-навсего деньги! Мне на них плевать. Самые прекрасные женщины рожали мне детей. Я до сих пор всех их люблю. Мне очень повезло в жизни! У меня 20 детей от 10 разных женщин! Для кого-то это, наверное, аморально. Ваши читатели даже, наверное, могут сказать: ну и кусок дерьма этот ваш Депардье! Ну и что ж! Пусть я буду кусок дерьма, зато я свободный человек!

Я не верю в любовь на всю жизнь. Нет, мне доводилось, конечно, встречать семейные пары, которые прожили вместе всю жизнь, но сделали они это только благодаря своему образованию, а не по какой-то другой причине. Пусть я не верю в любовь до гробовой доски, зато я ненавижу конфликтовать, и мне больше нравится давать, а не брать, а это тоже не так уж мало…

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Родился, воровал, учился и женился, женился...

Жерар ДЕПАРДЬЕ родился 27 декабря 1948 года в Шатору, провинция Эндр, Франция. Родители были малоимущими, отец пил. В 12 лет оставил школу с целью сожительства с двумя проститутками и обучения профессии типографщика. Но куда больше юного Депардье интересовало воровство и участие в уличных бандах; в колонию для несовершеннолетних он не попал чудом. Случайно отправившись вместе с приятелем в Париж, оказался на курсах актерского мастерства, на которые неожиданно был принят. Актерскую карьеру начал с маленьким гастролирующим театром Cafe de la Gare («Привокзальное кафе»). Большой шанс в кино получил в 1974 году, сыграв в абсурдистской драме Бертрана Блие «Вальсирующие». Эта роль возвестила о рождении нового типа героя и восходящей молодой звезды во французском кино. В 80 - 90-е годы Депардье - ведущий французский актер, одинаково успешно выступающий в серьезном авторском кино и в популярных комедиях. Собрал все существующие фестивальные призы, удостоился двух «Сезаров» и номинации на «Оскара».

В 1971 году женился на актрисе Элизабет Депардье (развелся в 1996-м), которая родила ему сына Гийома и дочь Жюли, тоже ставших актерами. В числе «официальных подруг» - актрисы Карин Силла (в 1992-м родила ему дочь Роксану) и Кароль Буке. С 2005 года сожительствует с Клементин Игу (на 25 лет его младше), заведующей его винодельней в Тоскане. Это не помешало ему в 2006 году прижить очередного ребенка с французской кампучийкой Элен Бизо. Мальчика назвали Жаном в честь друга Депардье актера Жана Карме.

10 лучших фильмов Депардье