Любопытно, что буквально за три дня до аварии самолет прошел плановый ремонт. Никаких технических неполадок при итоговом обследовании специалисты не обнаружили.
Как сообщил на следующий день после аварии источник в «Авиастар - ТУ», потерпевший крушение самолет восстановлению не подлежит. Во время жесткой посадки лайнер потерял крыло, а фюзеляж получил два серьезных надлома.
- До того момента он шел в совершенно штатном режиме, - говорит пресс-секретарь аэропорта «Домодедово» Елена Галанова. - Аварийной посадки не запрашивал. Но где-то за два километра до взлетной полосы самолет исчез с радаров. Это случилось ночью, в 2 часа 43 минуты. Наземные службы сразу поняли, что случилось ЧП.
На место аварийной посадки лайнера моментально выехали все оперативные службы. Ожидали худшего. Отчасти ожидания оправдалось: при посадке у самолета отвалились крылья, сильно пострадал фюзеляж. Большая часть экипажа (всего восемь человек) тяжело травмирована.
|
- Пятеро членов экипажа поступили в приемное отделение около четырех часов утра понедельника. Сначала привезли двоих, потом доставили еще троих, - сообщил заместитель главного врача по лечебной части городской больницы подмосковного Домодедово Виктор Романов.
|
Известно, что бортинженера Сергея Горячева уже прооперировали. Сергей находится в тяжелом состоянии. Он подключен к аппарату искусственного дыхания. Состояние остальных членов экипажа, - двух пилотов Александра Косякова и Алексея Михайловского, бортпроводницы Марины Кудряшовой - оценивается как средней степени тяжести.
|
У бортпроводницы сотрясение головного мозга и переломы ребер, у остальных пациентов так называемые сочетанные травмы: ушибы и сотрясение головного мозга, ушибы грудной клетки. Все члены экипажа находятся в сознании. Угрозы их жизни нет. Александр Косяков находится в отделении травмотологии, а Сергей Горячев, Марина Кудряшова и Алексей Михайловский - в реанимации.
Бортпроводницу Ирину Лапкину врачи уже отпустили домой. Она будет проходить амбулаторное лечение. От госпитализации Ирина отказалась сама.
Еще три члена экипажа не пострадали. Но в ближайшее время отдохнуть им не удастся - началось расследования дела и бесконечные допросы. К слову, из лайнера уже изъяли четыре «черный ящика». Они переданы в Межведомственный авиационный комитет.
|
ПАССАЖИРОВ НЕ БЫЛО
К счастью, на борту не было пассажиров. Самолет совершал «технический рейс».
Возможно это как-то связано с тем, что сутками ранее этот же борт запрашивал аварийную посадку в «Домодедово». В воскресенье в 4 утра он вылетел в Хургаду. Однако в районе Орла в кабине пилотов произошло задымление, и капитан решил вернуться в Москву.
Тогда сели без проблем. Пассажиров успокоили, дескать, починим - и полетим. Но народ взбунтовался: мы не будем продолжать путь на этой развалюхе. Но поскольку другой борт им никто не продолжил, все согласились лететь. В Хургаде самолет приземлился в «штатном режиме». Но экипажу еще предстояло перегнать борт обратно в столицу...
Причина авария станет известна только после расшифровки самописцев. Но не дожидаясь результатов, Федеральное агентство воздушного транспорта запретило со вчерашнего дня авиакомпании «Авиастар-Ту» осуществлять перевозку пассажиров.
- Согласно действующим авиационным правилам, - сообщили в федеральном агентстве, - если у авиаперевозчика нет резервного борта, он не может осуществлять пассажирские перевозки. У авиакомпании всего 5 воздушных судов, 3 из них грузовые, 2 - пассажирские. На грузовые перевозки запрет не распространяется.
Кроме того, по факту крушения самолета возбуждено уголовное дело по статье «Нарушения правил безопасности движения воздушного транспорта».
|
НА ВЫСОТЕ КОНЧИЛОСЬ ТОПЛИВО
С тем же самым судном под номером RA-64011 уже бывали ЧП. 14 января 2002 года этот борт летел из Франкфурта-на-Майне в Новосибирск. Однако не смог сесть в аэропорту «Толмачево» из-за ветра, и экипаж принял решение лететь в Омск.
Запас топлива позволял продержаться в воздухе еще час. За 20 километров до Омска двигатели замерли. Но самолет успешно спланировал с высоты 2000 метров и сел. Никто не пострадал.
|
- Это обычный рабочий момент, - уверяет Сергей Круглов, который был тогда директором Омского аэропорта. - С тех пор от прежнего борта остались разве что корпус и номер. За семь лет этот лайнер должен был пройти как минимум два капремонта, во время которых меняют все «внутренности» машины.
СПРАВКА "КП"
Экипаж Ту-204
Александр Косяков - командир экипажа, 32 года
Алексей Михайловский - пилот, 36 лет
Сергей Горячев - бортинженер, 52 года
Алексей Модин - 40 лет, ботпровожник
Алексей Катасонов - 23 года, техник
Ирина Лапкина - бортпроводница, 32 года
Марина Кудряшова - 45 лет
Юлия Соболева - бортпроводница, 24 года.
|
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Виктор ТИМОШКИН, авиаэксперт: «Борт наверняка летел неисправным»
- ТУ 204 - самолет хороший, надежный. Но я подозреваю, что он был в неважном техническом состоянии. Компания «Авиастар ТУ» - небольшая. Отправлять из Хургады самолет без пассажиров для нее - очень накладно. Если компания пошла на это, то можно предположить, самолет имел несколько «отложенных неисправностей». Это неисправности, при которых полет допускается под ответственность пилота. «Боинг», разбившийся в Перми в 2008 году, например, имел три такие неисправности. «Аэробус», сгоревший при посадке в Иркутске, - четыре. Положение в гражданской авиации таково, что пилоты вынуждены летать на самолетах с неисправностями. Иначе их просто уволят и найдут новых, более рисковых - есть целая очередь желающих устроиться. Боюсь, что сейчас все опять попытаются свалить на пилота…
Владимир ГЕРАСИМОВ, летчик-испытатель, пилот 1 класса: «Экипаж мог приземляться не по приборам»
- Погодные условия при посадке: горизонтальная видимость - 150 метров, вертикальная - 60, по огням на взлетно-посадочной полосе - 450 - были довольно тяжелыми. Но не критичными. Тут все зависит от класса пилота. Скорее всего - если самолет приземлился не на полосе, а в лесу, то имело место нарушение схемы захода на посадку. А вот почему схема была нарушена? На этот вопрос должна ответить расшифровка черного ящика. Не исключено, что экипаж попытался садиться не по приборам, а надеясь на зрение, и это подвело.
|
ВЕРСИЯ
Не хватило топлива?
Роман ГУСАРОВ, главный редактор портала avia.ru:
- Причин катастрофы могло быть несколько. Во-первых, у самолета Ту-204 очень своеобразная автоматическая система управления. При посадке она работает нестабильно, и, чтобы приземлиться нормально, пилоту надо сажать самолет вручную. Поэтому уровень подготовки пилота должен быть высочайшим.
Во-вторых, по некоторым данным, в баке самолета оставалась всего тонна горючего. Для полета этого катастрофически мало. С таким запасом не долетишь до посадочной полосы. Но именно это и спасло экипаж. Если бы горючего было больше - самолет взорвался бы. Почему было мало топлива - другой вопрос. Возможно, керосина недозалили. Или запас был, но расход вырос в полете. Иногда так бывает, когда самолет снижается и летит не на своей высоте. Но в этом случае он обязан сообщить об этом авиационным службам. Насколько я знаю, подобных заявлений от экипажа во время полета не поступало.
Элина КАЧКАЕВА
ВОПРОС - РЕБРОМ
Почему все, к счастью, остались живы?
Сесть мимо взлетки, да еще и посреди леса - это, казалось бы, верная смерть. А здесь все живы. Почему?
- Это было не падение, а именно посадка, - пояснил наш эксперт из авиационной отрасли, просивший не называть его имени. - Совершенно очевидно, что до момента касания с землей самолет был под управлением. Он сел ровно, без крена. Нос при посадке не был задран, иначе у лайнера отвалился бы хвост. Не сел самолет и носом вниз, иначе бы при посадке снесло весь фюзеляж и пилотов просто сплющило. Думаю, на борту за несколько минут до посадки произошло какое-то ЧП. Возможно, загорание или сработал индикатор пожара: одного из двигателей или, скажем, топливной системы. И командир экипажа принял решение: садиться, несмотря ни на что. Посадка явно была экстренной, причем пилоты решили, что второй попытки у них не будет. Поэтому и садились на лес, без автопилота, управляя лайнером вручную. Причем сели - надо отдать должное - достаточно удачно.
Упавший вблизи Домодедово самолет, восемь лет назад аварийно сел в Омске.
20 километров он летел без топлива и с выключенными двигателями.
14 января 2002 года борт RA-64011 летел из Франкфурта-на-Майне в Новосибирск. Но когда самолет уже подлетал к аэропорту «Толмачево» выяснилось, что сесть там не удастся. Дул сильный боковой ветер (около 13 м/с). В ближайших к Новосибирску аэропортах Барнаула и Кемерова тоже разыгралась непогода, поэтому экипаж принял решение лететь в Омск.
Запаса топлива по расчетам позволял продержаться в воздухе еще час и благополучно приземлиться. Но за 20 километров до Омска закончилось топливо и выключились двигатели. Самолет успешно спланировал с высоты 2000 метров и смог приземлиться.
Но из-за того, что не работали двигатели и не было реверсной тяги, ТУ-204 выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы.