Мысль написать про гламур, и не просто написать, а разобраться, что это, почему и доколе, у Андрея Максимова возникла давно. Еще тогда, когда наши люди считали, что гламур - это такая красивая жизнь, но где-то там, далеко, и к ним не имеет никакого отношения. Но мало-помалу оказалось, что это не просто такой стиль существования, это целая философия, отвечающая на вопрос, как надо жить.
- Так как жить-то? - спросите вы.
А так, чтобы быть богатым и знаменитым, и все, и не париться по поводу всякой ерунды типа духовности. Хотя особо продвинутые гламурщики сейчас, говорят, решили все же озаботиться жизнью духа. Эта жизнь тоже должна быть изящной и симпатичной, разумеется.
Так вот, Андрей Максимов считает, что достойной альтернативы философии гламура сейчас в нашей стране нет.
- Поэтому неплохо было бы понять, почему гламур победил, почему возникло гламурное искусство, гламурная журналистика (а таковой в нашей стране уже 90%) и, САМОЕ ГЛАВНОЕ, почему интеллигенция ничего не противопоставила гламуру да и сама большой своей частью радостно слилась с ним.
Чтобы все понять про гламур, Андрей Максимов стал читать - не пролистывать, а именно читать гламурные издания. И дочитался до того, что все понял. Дело не обошлось, естественно, без живых примеров. Фамилии перечислять нет необходимости - они и так у всех на слуху, это и есть суть гламура - известность любыми путями.
Ну Максимов не был бы настоящим писателем, если бы ограничился только одной плоскостью описания. Поскольку любое явление лучше распознается через свою противоположность, то Андрей Маркович в своей книге отвечает и на вопрос, что такое интеллигенция. Ну или кто… А также почему именно интеллигенты противопоставлены гламуру, почему в гламуре заложено понятие «успех», а у интеллигентов вечно сопли до колен, их надо жалеть, они бедные-несчастные. Ну понятно, что не все, но стереотип именно таков. И если гламуру в нашей стране кто-то что-то и может выкатить в качестве противодействия, то делает это (по чуть-чуть пока), по мнению Максимова, только государство. А интеллигенция и не пытается, а только сидит и пыхтит да ругается.
Итак, «КП» публикует отрывок из новой и, как всегда, занимательной книги писателя, теле- и радиоведущего Андрея Максимова, которая вот-вот появится в книжных магазинах.
Философы, спокуха. О чем базар, коллеги?
...Итак, что ж такое - гламур?
Ну это когда все шикарно-расшикарно, красиво-раскрасиво.
Не, не. Ответ хоть и весьма распространенный, но за верный не засчитывается.
Надо сказать, что в результате долгих поисков литературы про гламур мне все-таки повезло: удалось отыскать по-своему замечательную книгу. Это произведение прям так и называется: «Гламурненький альбомчик». Автор сего труда не кто-нибудь, а знаменитая Виктория Прутковская.
Кто это такая? Да вы что?! Это ведь та самая прекрасная няня - героиня очень многосерийного сериала... В предисловии Прутковская задает вопрос, над которым мы с вами сейчас и бьемся: «Что такое гламур?» И, как и положено настоящему писателю, тут же на этот вопрос сама же и отвечает: «Это чары и волшебство. Это обаяние и очарование. Это умение околдовывать и пленять».
Ну, всё правильно. Да, действительно, нам всем - и самим гламурщикам, и интеллигентам, и чиновникам, и политикам, и народу, в общем, всем, всем, всем - проще считать гламур чем-то внешним. На самом деле это не главное. Точнее: не это главное.
Нам гораздо сложнее согласиться с тем, что гламур - это философия жизни, которая постепенно и незаметно завоевала нашу страну.
Когда в Общественную палату вошла один из столпов гламура, один из его идолов и икон - Тинатин Гивиевна Канделаки, можно было бы по этому поводу шутить: мол, какое общество - такая и палата… Но это была бы неуместная шутка. Гламур - настолько существенная часть нашей жизни, что его представитель просто обязан заседать в палате, которая призвана отражать интересы всех слоев общества.
А гламур, дамы и господа, это слой. Да еще какой - слоище просто!
Так, может быть, государство специально поощряет гламур? Вроде как хочет, чтобы молодежь гламурничала и не отвлекалась на более серьезные вопросы? Поругать государство - это, конечно, занятие приятное: без особого труда можно прослыть демократом, борцом и проч., и проч. Но я абсолютно убежден: общество, а не государство способствовало тому, что гламур родился и развился. Посадив Тину Гивиевну в Общественную палату, государство просто адекватно отреагировало на те процессы, которые происходят в обществе. Единственно внятная философия жизни, которая есть сегодня в нашей стране, - это гламур.
Как единственная? А религия? Разве она не учит людей жить? Но, во-первых, мы все-таки светская страна, и никакая религиозная философия не может быть у нас главной. А во-вторых, это философия избранных, тех счастливцев, которых нашла вера.
Что такое философия? Это, если угодно, рекомендации по тому, как надо жить...
Ну, понятно, сталкивались мнения, спорили все… И тут пришел гламур и сказал:
- Философы, спокуха. О чем базар, коллеги? Все просто и однозначно.
В чем же суть философии гламура?
Не в красоте. Не в шикарности. И даже не в избранности. Абсолютная победительность гламура в совершенной ясности критериев. Каковы же эти критерии? Они элементарны. Человек живет для того, чтобы быть богатым и знаменитым. Точка. Абзац.
Вот, собственно, и вся философия гламура. Может, конечно, и неглубока она, зато абсолютно понятна, предельно ясна и призывна: зовет она в даль светлую.
Гламур прост. И в этой своей простоте победителен: два критерия, два главных смысла жизни, две цели: богатство и слава.
Вопроса «Для чего это всё?» задавать не надо. Гламур твердо знает: богатство и слава - самоценны и самодостаточны. Нынче интеллигенция обзывает гламурным всё то, что ей, интеллигенции, не нравится. На самом же деле критерии гламурности элементарны. Как понять: человек ли, фильм ли, книга ли, спектакль… да что угодно! - гламурно или нет? Если у человека, фильма, книги, спектакля нет иных целей, кроме как прославить себя или своих создателей, - значит, это гламур. А если находятся иные цели - значит, не гламур. Понятно, что, как и всякая философия жизни, философия гламура тоже диктует свое понятие о морали и нравственности.
Вот интеллигенция, скажем, долдонит: нельзя читать чужие письма… Чего это: нельзя? - удивляется гламур.
Просто нельзя - и все, - повторяет интеллигенция знаменитую фразу из фильма Рязанцевой - Авербаха. Вроде как образованность свою хочет показать. А гламуру всё одно непонятно: чего это нельзя? Если можно в Интернет выложить момент зачатия собственного ребенка - то почему нельзя чужие письма читать? Вот зачем момент зачатия ребенка выкладывать - понятно: для увеличения собственной славы. А почему письма нельзя читать - не ясно.
И вообще, как бы говорит гламур интеллигенции, вся эта ваша интеллигентская нравственность - не только штука очень скучная и бессмысленная, но еще и тормозящая движение. Ведь что такое нравственность, в сущности? Система запретов. Это, понимаешь ли, нельзя, то, видите ли, неприлично.
Трогательная в своей наивности интеллигенция была убеждена, что идеалы, воспитанные русской литературой, у всех наших сограждан в крови. Ага! Как бы не так…
Вот например. В произведениях русской литературы - гляди-ка! - оказывается, описываются женщины, которые не хотят выходить замуж за богатого без любви. Ишь ты чего удумали! Наш гламур отечественный за последнее время создал целую библиотеку - библиотеку!!! - книг на одну важнейшую тему: как выйти замуж за богатого.
А любовь? При чем тут она? Оставьте любовь вашей великой, духовной русской литературе. Нет такой отдельной ценности - любовь. Есть богатство и слава. Ежели любовь можно использовать для увеличения того или иного - значит, она - ценность. Нельзя использовать - не ценность. Вот и все.
Русская интеллигенция всерьез убеждена, что поиски нравственного идеала - занятие невероятно увлекательное, но как-то позабыла русская интеллигенция, что «развлечению» этому надо учить.
А вот гламуру учить не надо. Сила его в том, что он здорово упростил жизнь. К чему, правда, все эти нравственные поиски, когда на вечный вопрос о смысле жизни есть ответ из двух слов: богатство и слава?
Разговоры про то, что гламур калечит души, убивает само понятие нравственности, приносит какую-то новую, чуждую, отвратительную для русского человека мораль, - это все разговоры и есть. Может, и приятные для интеллигенции, но смысла, увы, не имеющие.
Если гламур всё более завоевывает сердца и души россиян, с чего бы вдруг говорить, что он нам чужд?