Сколько раз вам приходилось покупать некачественный товар? Наверное, нет ни одного человека, которому бы покупка хоть изредка не испортила настроение. Это может быть и прокисшее молоко, и сапоги, у которых лопнула подошва на второй же день после покупки, и чайник, который вдруг сгорел. Но многие ли знают, как нужно отстаивать свои права и возвращать либо деньги за некачественный товар, либо заменить товар на качественный?
Лично мне удалось однажды недобросовестного продавца хорошо припугнуть при помощи Закона о правах потребителя. Продавец взял деньги за товар наперед, пообещав через две недели доставить мебель. Когда и через месяц мебели не было, показав статью из вышеупомянутого закона о несоблюдении сроков поставки, мне удалось убедить продавца, что вскоре он привезет мне товар, вернет деньги да еще и доплатит за это. Проверять на практике никто этого не стал.
Но «Комсомолка» решила обратиться за консультацией в Главное управление по правам потребителей во Львовской области. Разобраться со всеми нюансами нам помог начальник отдела аналитического, финансового и кадрового рассмотрения обращений граждан Богдан Пастух.
Совет 1. Если купили просроченные продукты
Если человек купил любой товар, он должен требовать кассовый или товарный чек. Рассмотрим ситуацию – человек купил в магазине некий продукт. Дома оказалось, что продукт некачественный. В таком случае нужно взять этот товар и чек и вернуться в тот самый магазин, обратиться к руководителю и высказать свое неудовлетворение. Грамотный руководитель тут же вернет деньги или поменяет продукт. Бывают случаи, когда в магазине отказываются менять товар.
Например, покупатель вдруг дома обнаружил, что ему продали прокисшее молоко. А продавец может заявить, что покупатель неправильно хранил его несколько часов подряд. Кто виноват? По словам Богдана Пастуха, в таком случае нужно как можно раньше обратиться в магазин, хотя закон не предусматривает сроков, когда это нужно сделать. Так что с жалобой можно прийти и на следующий день.
Если же продавец в магазине будет отказываться принимать жалобу и возвращать деньги, то покупатель может обратиться в управление по правам потребителей. В письменном заявлении потребитель должен указать магазин, где покупался некачественный товар, приложить копию чека и можно, по желанию, упаковку от товара. И после всего этого магазину уже не поздоровится. Ведь специалист, который приедет туда с проверкой, проверит все партии всех, например, кисломолочных продуктов, если жалоба была на молоко. При этом проверяют на все – на маркировку, на качество, на соответствие государственным стандартам. И если он решит, что продукты некачественные, может отправить их на лабораторное исследование. Словом, грамотный руководитель магазина лучше вернет деньги потребителю и извинится, чем будет провоцировать такую масштабную проверку.
Тем более, если человек, который отравился некачественными продуктами, обратился за медицинской помощью, то сотрудники управления помогут собрать пакет документов и обратиться в суд на получение моральной и материальной компенсации.
Совет 2. Если в квартире холодно
Зима, которая все еще не хочет отступать, морозила нас не только на улице, но и в квартирах. Каждый год так получается, что, несмотря на огромные счета, в квартирах горожан бывает холодно.
По словам специалистов управления по правам потребителей, в таком случае не нужно терпеть и ожидать, что коммунальщики сами исправят свои недоделки. Этого не будет, так как в одних случаях они могут и не догадываться о недогревах, в других – просто не обращать на это внимания. А вот потребителю лучше всего написать письменное заявление в жэк, который отвечает за все эти недоработки. В заявлении нужно указать свои имя и фамилию, точный адрес и тему, по которой пишется жалоба. Например, - в квартире холодно или же из горячего крана течет холодная вода.
Потом это заявление обязательно должны зарегистрировать в жэке в журнале регистрации. А потребителю должны сообщить, кто принял заявление, и регистрационный номер жалобы. Никогда не соглашайтесь на предложение сотрудника жэка: «Оставьте заявление, я его потом зарегистрирую», так как ваше заявление может оказаться в мусорной корзине сразу после того, как только вы закроете за собой дверь.
После того, как заявление примут, сотрудники жэка должны прислать комиссию для проверки. Не прислали? Не беда! Жильцы тоже могут составить акт-претензию и подписать ее.
Однако жаловаться на еле-еле теплые батареи не стоит. Ведь батарея может действительно быть и не горячей, а вот температура в квартире может быть +18. Тогда жалобу отклонят.
Совет 3. Если вы не довольны отдыхом в санатории
Во Львовской области есть отдельный сектор по контролю за товарами рынка Дрогобычского региона. Этот сектор следит за там, как качественно предоставляют услуги в санаториях и на горнолыжных курортах в регионе. Отдыхающие имеют право жаловаться на плохое питание или же плохие условия проживания в здравницах. Но, к сожалению, никто не жалуется. Даже после известного всем отравления в детском санатории в прошлом году ни один отдыхающий не пожаловался на условия. По словам сотрудников сектора, они самостоятельно проводили проверки в санаториях области.
Заметим, что жаловаться на все в санатории – нельзя. То есть управление по правам потребителей принимает заявление на плохое качество еды. Но если отдыхающего врач посадил на строгую диету и сластене овсянка на воде кажется невкусной – то такую жалобу здесь не примут. А вот если нахамили – примут. Если в путевке пообещали одноместный номер с джакузи, а поселили в двухместном с тараканами – жалуйтесь.
Совет 4. Сколько времени хранить коробку из-под обуви
Большинство львовян привыкло покупать обувь и одежду на промышленных рынках. Каждый из таких продавцов работает на едином налоге и не имеет кассового аппарата. Но может выписать товарный чек. А может и не выписать, пытаясь убедить покупателя, что все будет хорошо и, если вдруг сапоги расклеятся или шуба расползется по швам, то ему тут же вернут деньги. Понятно, что в таком случае можно расчитывать только на порядочность продавца. Но если вдруг он решит, что отдавать деньги за плохой товар ему не хочется, он может сказать, что впервые вас видит. И тут покупатель может только пожаловаться на то, что такой-то продавец на таком-то рынке, номер будки такой-то, отказывается выдавать товарный чек.
Впрочем, как показывает статистика, больше всего львовяне жалуются на некачественные мобилки и обувь. Тут может быть вина и производителя, который заведомо продает брак, и покупателя, который неправильно пользуется товаром.
Если покупатель обнаружил, что ему подсунули брак, есть гарантийный срок. Так, на некоторые виды обуви в среднем существует срок в 60 дней. И этот срок подсчитывается с начала сезона. Даже если зимние сапоги куплены весной, на распродаже, их гарантийный срок будет начинаться с 15 ноября, несмотря на то, что в чеке будет стоять дата, скажем, 5 мая, так как летом их никто носить не будет.
Так, например, сапоги мы купили в мае, одели их в декабре и через месяц они у нас потекли. Потребитель должен обратиться в магазин, где он их покупал, с кассовым чеком или на рынок с товарным чеком и потребовать вернуть деньги. Если продавец не соглашается с такой ситуацией, он имеет право потребовать товарную экспертизу – а вдруг покупатель неправильно носил сапоги, вот они и развалились? За товарную экспертизу платит тот, кто продал плохие сапоги. Но если вдруг товарная экспертиза докажет, что виноват покупатель, то деньги возьмут с него. Стоить эта экспертиза может от сотни гривен и дороже.
Очень часто продавец на рынке вместо товарного чека предлагает поставить дату и свою подпись на коробке, в которую он упаковывает товар. При этом утверждает, что именно эта коробка и является так называемой гарантией и, если товар окажется с браком, то возьмет его назад только с коробкой. По словам Богдана Пастуха, коробка не может быть гарантийный талоном, товарным чеком или чем-либо другим. Это – просто коробка. И держать ее дома нужно только на протяжении 14 дней. Потому что если товар ненадлежащего качества, то именно за эти 14 дней его можно обменять, если не подошел фасон, размер или цвет. А если товар с браком – то есть ли коробка, нет ли коробки – это не имеет значения. В этом случае важны чек и гарантийный талон.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
За прошлый год в Главное управление по правам потребителей во Львовской области пришло 1010 жалоб. Из них жалоб на продукты – 58, на непродуктовые товары – 280, на услуги – 648. На жилищно-коммунальную сферу жаловалось аж 326 человек. За год при помощи специалистов управления удалось вернуть потребителям 466 тысяч гривен за некачественные товары и услуги.
ВАЖНО
Куда жаловаться
(032) 231 83 63
Управление находится по адресу – проспект Чорновола, 59, здание Дома быта, вход с тыла.
На заметку
Перечень товаров, на которые гарантийные сроки насчитываются с начала сезона
Одежда, меховые изделия и другие изделия
Весенне-летнего ассортимента с 1 апреля
Осенне-зимнего ассортимента с 1 октября
Обувь
Зимнего ассортимента с 15 ноября по 15 марта
Весенне-осеннего ассортимента с 15 марта по 15 мая
Летнего ассортимента с 15 мая по 15 сентября
Будь в курсе
Деньги не возвращают
С введением нового закона о правах потребителя изменились некоторые правила. Раньше покупатель имел право выбора – если товар оказался некачественным, потребитель мог потребовать возвратить деньги. Теперь он вынужден соглашаться сначала на ремонт товара или же замену. Если отремонтировать невозможно и заменить также, только тогда ему возвращают деньги.