Защищай права смолоду

Пять наивных вопросов о том, как действовать, если вас пытаются надуть при покупке товаров и услуг.

- Что бы такое взять, чтоб назад не сдавать?

Сегодня - Всемирный день защиты прав потребителей. 15 марта 1961 года президент США Джон Кеннеди сформулировал 4 основных права потребителя: на безопасность, на информацию, на выбор и быть услышанным. Позднее к ним добавились еще четыре права: на возмещение ущерба, на потребительское образование, на удовлетворение базовых потребностей и на здоровую окружающую среду. В 1983 году день 15 марта был закреплен в международном календаре праздничных дат как Всемирный день защиты прав потребителей.

Сегодня «Комсомолка» проводит небольшой ликбез по защите потребительских прав.

КАК БЫТЬ, ЕСЛИ ВЫ РАЗБИЛИ ИЛИ ИСПОРТИЛИ ЧТО-ТО С ПРИЛАВКА?

- Случаи, когда в торговом зале у покупателей выскальзывает из рук товар в стеклянной таре, нередки, - рассказывает эксперт по защите прав потребителей совместного проекта ЕС-ПРООН «Сообщество потребителей и общественных объединений» Наталия Бородачева. - В большинстве крупных столичных супермаркетов вышеописанные ситуации разрешаются в пользу потребителя, от которого не требуют оплаты еще не купленного товара, применяя нормы потерь и списания товара. В тех случаях, когда работники торговли вынуждают вас внести плату за товар, сохраняйте спокойствие и не поддавайтесь на возможные обвинения и оскорбления в ваш адрес. Помните, что ваши права защищены законом, в котором говорится, что «продавец обязан всячески содействовать потребителю в свободном выборе продукции. Запрещается принуждать потребителя приобретать продукцию ненадлежащего качества или не нужного ему ассортимента». Случайно разбитый товар не был вашим выбором.

Кроме того, запрещается требовать оплату продукции, предоставленной продавцом, если потребитель не давал прямого согласия на ее приобретение.

Если ваши устные аргументы не возымели действия, пишите заявление на имя руководителя торгового предприятия с просьбой не предъявлять к вам требования об уплате за разбитый товар на основании Закона Украины «О защите прав потребителей». Проследите за регистрацией поданного вами документа. И можете спокойно идти домой. Если магазин и впредь будет донимать вас требованиями об уплате за товар, обратитесь с заявлением в местное управление по вопросам защиты прав потребителей...

В случае, когда вас не выпускают из магазина, требуя деньги за товар, звоните в милицию (на всякий случай забейте в телефон номер регионального представительства Общества прав потребителей). 

КАК ВЕРНУТЬ ТОВАР В МАГАЗИН?

В течение 14 дней можно вернуть любой товар, который не попадает в список тех, которые не подлежат возврату и обмену (см. ниже). Главное, чтобы его товарный вид не пострадал. Более того, в магазин можно отнести даже неисправную вещь.

- С письменным заявлением, с указанием того, что именно не работает, вы можете отдать товар продавцу, - говорит эксперт по защите прав потребителей Наталия Бородачева. - И дальше с сервисным центром пусть работает он. Если по истечении 14 дней недостаток в товаре не устранен, то превышение этого срока дает вам право требовать возврата денег или замены товара.

На основании ст. 8 Закона Украины «О защите прав потребителей» вы имеете право потребовать за каждый день задержки ремонта пеню в размере 1% от стоимости товара. Поэтому нужно изначально указывать в заявлении дату, когда вы передали товар в магазин. Писать заявление нужно в двух экземплярах: один отдаете работнику магазина, а на вашем экземпляре он указывает, что получил такое же заявление. Делается это для того, чтобы обезопасить себя от утверждений, что вы к продавцу не обращались.

ЧТО НЕ ПОДЛЕЖИТ ВОЗВРАТУ И ОБМЕНУ?

ГДЕ ПОЧИТАТЬ БОЛЬШЕ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ?

Из украинских доступных и понятных интернет-ресурсов мы рекомендуем два:

ГДЕ СКАЧАТЬ ЗАКОН?

Закон «О защите прав потребителей» вы можете найти на сайтах:

КСТАТИ

Гарантийный срок на обувь стал короче

С 1 января 2010 года уменьшился гарантийный срок использования обуви. Его сократили до 30 дней. Конечно, производитель имеет право продлить этот срок, но, учитывая украинские реалии, этого ожидать не стоит.

Ранее гарантийный срок зависел от вида обуви и материала, из которого была сделана подошва, и для некоторых типов обуви он составлял 80 дней.

В ТЕМУ

О некачественных товарах можно узнать в Интернете

Чтобы побольше узнать о некачественной и опасной продукции, можно обратиться к опыту Евросоюза. Там уже шестой год работает система RAPEX, предупреждающая потребителей о некачественной продукции, просочившейся на прилавки стран ЕС (большинство из них попадают и в Украину). На сайте этой организации www.ec.europa.eu/rapex еженедельно публикуется список товаров, которые в Европе признаны опасными для здоровья. Например, в последнем выпуске (от 12 марта) было представлено 34 позиции - в основном это детские игрушки и детская одежда. Просмотрев список, даже без знания английского языка можно узнать, какие бренды лучше обойти стороной.

Есть там и электроника. Например, по результатам последнего исследования, очередной китайский клон телефона iPhone под брендом Luxphone 8000 был признан опасным. Владельцы модели рискуют получить удар током или устроить дома пожар. Продавать в ЕС эту модель запретили.

СКАЧАТЬ ЗАКОН О ПРАВАХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ>>

Территориальные управления по защите прав потребителей Украины  

Адреса и телефоны руководителей Территориальных управлений по защите прав потребителей Украины

Главное управление по защите прав потребителей Автономной Республики Крым

95700 м. Симферополь, ул. им. газеты “Крымская правда”, 61

тел.: (0652) 48-44-66

тел.: (0652) 49-41-40

 

Винницкое областное управление по защите прав потребителей

21100 Винница, ул. Хмельницкое шоссе, 7

E-mail: vinuprzss@vc.ukrtel.net

факс: (0432) 39-96-45, тел. 39-99-55

факс: (0432) 60-06-45, тел. 66-13-44

 

Волынское областное управление по защите прав потребителей

43025 м. Луцк, пр-т Воли, 15

E-mail: volupr@privat-online.net

факс: (03322) 72-48-26, 2-62-33

факс: (03322) 72-48-26, 72-62-33

 

Главное Днепропетровское областное управление по защите прав потребителей

49044 г. Днепропетровск, ул. Баррикадная, 23

E-mail: defence@a-teleport.com

факс: (0562) 744-09-45, 744-08-87

 

Главное Донецкое областное управление по защите прав потребителей

83055 г. Донецк, ул. Челюскинцов, 184

E-mail: Spogiv@mail.ru

факс: (062) 338-13-50, 335-36-49

 

Житомирское областное управление по защите прав потребителей

10014 м. Житомир, ул. Черняховского, 3

E-mail: pravsposh@zt.ukrtel.net

факс: (0412) 41-89-86

 

Закарпатское областное управление по защите прав потребителей

88000 г. Ужгород, пл. Петефи, 14

E-mail: uzss@ukr.net

факс: (0312) 61-63-74

 

Запорожское областное управление по защите прав потребителей

69063 г. Запорожье, ул. Дзержинского, 9

E-mail: zachist@zachist.zssm.zp.ua

факс: (0612) 64-75-12

факс: (061)764-37-72

 

Ивано-Франковске областное управление по защите прав потребителей

76000 г. Ивано-Франковск, ул. Шашкевича, 6

E-mail: ivfzah@ivf.ukrpack.net

факс: (03422) 2-48-66

 

Киевское областное управление по защите прав потребителей

01001 г. Киев, ул. Крещатик, 6

E-mail: oblzahist@bigmir.net

тел: 279-92-62, 279-08-85

 

Кировоградское областное управление по защите прав потребителей

25006 г. Кировоград, ул. Преображенская, 2

E-mail: foodlab@host.kr.ua

факс: (0522) 22-26-53

 

Главное Луганское областное управление по защите прав потребителей

91021 г. Луганск, ул. Тимирязева, 50

E-mail: uzss@gts.lg.ua

факс: (0642) 58-59-12

 

Главное Львовское областное управление по защите прав потребителей

79000 г. Львов, ул. Чайковского, 20

E-mail: lvivspogivzachist@lv.ukrtel.net

факс: (0322) 72-28-63

телефон/факс: (032) 261-36-00

 

Николаевское областное управление по защите прав потребителей

54001 г. Николаев, ул. Шевченко, 58

E-mail: serp@mksat.net

факс: (0512) 36-83-44

 

Главное Одесское областное управление по защите прав потребителей

65107 г. Одесса, ул. Канатная, 83

E-mail: ozpp@optima.com.ua

факс: (0482) 22-61-68, 728-38-45

 

Полтавское областное управление по защите прав потребителей

36011 г.Полтава, ул. Пушкина, 16

E-mail: polouzps@ukr.net

факс(0532) 56-56-34

 

Ровненское областное управление по защите прав потребителей

33028 г. Ровно, ул. Симона Петлюры, 5

E-mail: zaschita@rv.ukrtel.net

факс: (0362) 22-14-23

 

Сумское областное управление по защите прав потребителей

40007 г. Сумы, ул. Харьковская,101

E-mail: sumprav@gcsms.com.ua

факс: (0542) 63-13-55

 

Тернопольское областное управление по защите прав потребителей

46001 г. Тернополь, бул. Шевченко, 11

E-mail: tzahyst@bk.ru

факс: (0352) 52-32-16

 

Главное Харьковское областное управление по защите прав потребителей

61022 г. Харьков, ул. Сумская,45

E-mail: zps@aviti.net

факс: (057) 700-39-68, 700-39-65

 

Херсонское областное управление по защите прав потребителей

73000 м. Херсон, ул. Белинского, 15

E-mail: khpotreb@public.kherson.ua

факс: (0552) 26-32-67

 

Хмельницкое областное управление по защите прав потребителей

29000 г. Хмельницкий, ул. Грушевского, 87

E-mail: uszps@rel.com.ua

факс: (0382) 76-29-29, 79-51-55

 

Черкасское областное управление по защите прав потребителей

18008 г. Черкассы, ул. Крупской, 56

E-mail: spogivah@ck.ukrtel.net

факс: (0472) 37-25-82

факс: (0472) 45-62-05

 

Черновецкое областное управление по защите прав потребителей

58000 г. Черновцы, ул. М.Заньковецкой, 4

E-mail: chuzps@chv.ukepack.net

факс: (0372) 55-31-89, 52-72-02

 

Черниговское областное управление по защите прав потребителей

14005 г. Чернигов, пр. Мира, 49-а

факс: (04622) 699-526

 

Главное Киевское городское управление по защите прав потребителей

04070 г. Киев, ул. Сагайдачного, 29-А

E-mail: kievcity_@ukr.net

факс: (044) 417-21-01, 463-70-32

 

Севастопольское городское управление по защите прав потребителей

99011 г. Севастополь, ул. Балаклавская, 8

E-mail: udzpp@souz.sebastopol.ua

факс: (0692) 54-35-63

факс: (0692) 54-02-09