Сегодня наша жизнь, как никогда, напоминает гоночную трассу, так что невольно ждешь рисковых виражей. Потрясений, связанных с трагическим уходом любимых артистов, в последнее время просто через край! И вот еще одна смерть - в автокатастрофе погиб актер Юрий Степанов. Ночью после спектакля Юра поймал на дороге попутку. В машину врезалась «Мазда», выжили все, кроме Степанова. Как скажет его близкий друг, именно Юру выбрал Бог. Оказывается, популярный актер предчувствовал какой-то трагический поворот в своей жизни. И последние два года, по отзывам друзей, был каким-то другим, каждый день проживал так, словно последний.
Юрий Степанов: «Мне как-то неловко, что Абдулов умер, а мы живем»
Еще два года назад, когда я готовила заметку в память об Абдулове, я звонила его партнеру по съемкам Юрию Степанову, и он очень трогательно рассказывал о друге. Он близко к сердцу принял смерть Абдулова, говорил через слезы. Признавался, что его жизнь теперь словно поделилась на до и после смерти Александра.
Степанов, плача, признавался: «Без Саши стало так пусто! Словно погасли краски и жизнь потеряла какой-то важный смысл. Его нет, а мы живем дальше. И даже как-то неловко из-за этого… Мы все осиротели без него. Я не представляю, как жить...»
Тогда некоторые мистики даже стращали Степанова, мол, не уходи с головой в депрессию, а то, не приведи Господь, будешь следующим! Только любовь к жене и двоим детям помогла ему прийти в себя. А уж когда в прошлом году жена сообщила радостную новость, что у них будет третий ребенок, словно бы солнце снова выглянуло над головой актера. Но, как говорят его друзья, внутренне он все равно словно бы был готов ко всему.
Говорил, что человек смертен и с ним может произойти что угодно в любую секунду! Словно бы даже ждал этой секунды...
Тагир Рахимов: «Однажды Юра перехитрил смерть»
- Без преувеличения могу сказать, что я был самым близким другом Юры, - рассказал «КП» актер Тагир Рахимов. - У нас с Юркой была дворовая студенческая молодость. - В Москву оба приехали поступать в театральный. Оба бомжевали. Юрка ночевал где придется. Я - в Доме культуры, который охранял. Гуляли, куролесили, дрались. Юрка - боксер, сильным был парнем. Однажды на Таганке мы с ним вдвоем против десятерых дрались. До крови, но выстояли! А как-то Юрка из-за девушки дрался. Одолел противника, а он подло сделал - Юрка к нему спиной повернулся и уже уходил, а он его дверью тяжелой стукнул по спине… Вот Юрка подлости в своей жизни никогда не допускал! Нас за храбрость и бандиты уважали. Мы и «измайловских», и «солнцевских» знали...
С тех студенческих лет мы и идем по жизни рядом, дружим семьями. До последнего дня жизни Юры делили с ним одну на двоих гримерку. Знаете, я сейчас сижу в этой гримерке, смотрю на портрет Юры и вижу, что он глядит на меня, так, с улыбочкой: «Ну-ну». Он же все про меня знал. А я про него. Сколько мы с ним шутили о смерти совсем недавно. Я все хохмил и говорил, мол, я должен первым умереть и Юрка будет меня хоронить, и чтоб урну с моим прахом поставили в нашем театре. Юру коробил такой мой черный юмор. Он сказал так раздумчиво: мол, еще неизвестно... И я перепугался: «Ты, Юрка, не смей раньше меня умирать! Ты можешь себе представить, чтобы я в нашей гримерке без тебя сидел? Я - нет!»
И еще я почему-то ему на прощание после нашего спектакля сказал: «Юр, ты береги себя!» Он так сильно и точно сыграл последний раз, так душу рвал, что мне стало за него страшно...
Хотел уйти в монастырь
- Я давно переживаю за него! Потому что последние два года он стал другим, странным. Начал плотно изучать религию, как-то всем этим увлекся. Ходил к батюшкам, в Оптину Пустынь ездил - искал душевное спокойствие. И вернулся оттуда просветленным... Меня, честно говоря, даже сердить стали его разговоры о душе, Боге. Я раз ему стал рассказывать про свои любовные похождения, а он мне: «Это грех, надо быть хорошим семьянином, жить по-божески». А я ведь знаю, каким он в молодости повесой был! А тут прямо праведник. Еще наш общий приятель актер Андрей Щенников из театра ушел в монастырь. Приходил к нам в гости в рясе, такой монах. И вел разговоры по душам с Юрой. Юра его поддерживал. И вроде бы Юре говорил, что и ему надо бы спасаться от мирской суеты. Но Юра не мог жить без сцены. А когда его жена третий раз забеременела, он мне сказал: «Теперь буду деньги зарабатывать, надо семью кормить!» Мысли о монастыре вроде бы отошли...
Боялся, что возненавидят люди
- А недавно Юра со мной поделился своими мучениями. Ему предложили сыграть в новом сериале о Высоцком гэбэшника, который травит поэта, преследует его как палач. Юра мне говорит: «Знаешь, Тагир, личность Высоцкого неоднозначная. И Владимир Семенович не хотел, чтобы о нем снимали фильмы. И актеры говорят: не к добру это, его запрет нарушать... А тут у меня такая роль - мой герой словно обрубает крылья гению. Скажи, играть ли мне это? Если играть по-честному, то меня же все после этого возненавидят! На душе мне из-за этого тяжело».
Я честно сказал, что не знаю. И вправду роль такая черная, нехорошая.
- Вот и накликала роль беду?
- Всегда, перед тем как что-то случится, будто из воздуха что-то собирается, некая аура. Мысль материальна… И у Юры, и у меня были нехорошие предчувствия. Даже объяснить сейчас не могу. Но я смотрел со страхом на Юру. Боялся его потерять почему-то… Однажды он все же перехитрил смерть. Был период, когда его не снимали, были трудные времена, и он сильно запил. Пил страшно. Все это сказалось на его здоровье. И я ловил себя на мысли, что он не жилец! Но мы его все же спасли от пагубной привычки. Он ездил в Пустынь, лечился, а потом вообще перестал пить. Последнее время у него шла просто солнечная полоса в жизни. Востребованный артист, предложения сыпятся, каждый день сценарии получал. В театре играл великолепно. И в личной жизни все прекрасно. Строил в Подмосковье дом. Готовился к рождению третьего ребенка. Я его подкалывал, дескать, ну ты даешь, многодетный папаша! Он мечтал о дочке. Но, как показало УЗИ, должен родиться третий мальчик. Своих пацанов он воспитывал в строгости, так же, как и я своего сына. Наши сыновья дружат. Сейчас возле его жены Иры моя жена Лена. Обе плачут, поддерживают друг друга. Эх, Юрка! (Сдерживает рыдания.) А ведь Юрка мне семью спас. Я с женой собрался разводиться - ну это наши личные дела. А тут, как Юрка умер, мне жена позвонила, и сын наш позвонил. Оба прощения просят, и я стал прощения у них просить. Юра своей смертью нас помирил… Страшно терять любимого родного человека...
Соболезновения от «воров в законе»
- Сейчас мне звонят наши общие друзья - и артисты, и люди из спецслужб, и «воры в законе». Соболезнования передают. Юру все любили! Он и бандита отлично сыграл в фильме «Стилет». И зека в фильме «Штрафбат». Хотя последнее время ему всякую дребедень предлагали. Иногда мне скажет, мол, вечером не забудь включить телевизор, там мой сериал будет. А через 15 минут звонит: «Тагир, выключи телевизор, мне стыдно за эту работу! Снимался ради денег, я же добытчик!» «Юр, да перестань, я же все понимаю!»
А еще он гораздо лучше меня умел прощать людей. Например, он смог простить человека, который убил его родного отца в Сибири. Этот человек отсидел срок и вышел на свободу. Я Юрке говорил: «Юр, я бы поехал и разобрался с этим козлом! Наказал бы его сам!» А Юра: «Бог ему судья. Я не держу на него зла». Мне это вообще было непонятно! Но вот такой был Юрка. Светлый человек, добрый. Но с трудным характером. Мог за себя и за правду постоять.
Просили перенести спектакль
- И ведь мы оба как чувствовали - просили руководство перенести спектакль на более раннее время, чтобы зрители могли домой ехать, пока еще метро ходит. Юрка побаивался дорог, машин. Но как еще домой добираться? Сам за руль не садился после спектакля - боялся. Потому что ты еще продолжаешь как бы играть, остаешься неадекватен, не понимаешь, что с тобой. Юрка погиб, мысленно еще проигрывая свою роль, это точно.
В тот вечер к нему на спектакль беременная жена пришла. Но я ее уговорил, чтоб домой шла, ждать-то долго. Она раньше уехала. Бог ее уберег. А он к ней спешил. И вот… не успел третьего ребенка своего увидеть… Это просто его судьба выдернула, одного из всех, кто попал в ДТП... Понадобился Богу...
И вот что еще меня мучает... Незадолго до смерти он положил мне на гримерный столик клочок бумаги, на котором написал семь заповедей. Что это было? Зачем он это написал? Я так и не разобрался в этом пока…
Вдова Степанова: «Я назову сына Юрой!»
Мы дозвонились вдове актера.
- Ирина, примите соболезнования…
- Это все ужасно и несправедливо. Очень тяжело.
- Как назовете третьего сына?
- Юрой...