Однажды по приглашению главного режиссера Московского художественного театра Олега Ефремова я оказался в ложе, как бы отсеченной от всех остальных помещений театра. В тот вечер давали «Мольера» по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош». С моего места хорошо обозревалась сцена, были слышны даже сказанные шепотом актерские реплики. Однако никто из зрителей не мог видеть лиц, находящихся в этой ложе. Именно здесь в свое время появлялся могущественный завсегдатай МХАТа Иосиф Сталин…
В архивах театра я обнаружил любопытные свидетельства: главный кремлевский театрал смотрел «Дни Турбиных» по меньшей мере 17 раз. Человек, который беспощадно боролся со старым режимом, находил удовольствие в многократном созерцании образов врагов-белогвардейцев, отнюдь не выглядевших карикатурными и потерянными.
Известно, что разрешение на постановку пьесы цензура дала в сентябре 1926-го. Правда, с условием, что «Дни Турбиных» ставят только в одном-единственном театре страны - во МХАТе. В первый же сезон спектакль прошел 108 раз с аншлагом и пользовался огромным успехом у публики. Зато булгаковские офицеры вызвали завистливое раздражение у литературных собратьев, а критики в советской периодике не скупились на бранные эпитеты. «Атмосфера собачьей свадьбы вокруг какой-нибудь рыжей жены приятеля», «полуапология белогвардейщины»! - оценивал пьесу лично нарком просвещения Анатолий Луначарский. А поэт Александр Безыменский называл «новобуржуазным отродьем» самого драматурга.
|
Михаил Булгаков собирал отклики и вклеивал их в альбом. Набралось, как он сам отмечал, 298 «враждебно-ругательных» отзывов и только 3 положительных. Потому запрет постановки пьесы весной 1929 года выглядел логичным. Далее стоило ждать репрессий непосредственно автору… Но логика вдруг дала сбой: Сталин, придя в очередной раз во МХАТ, узнал, что его любимая пьеса снята, и высказал пожелание вернуть ее на сцену! Турбины появились на афишах снова.
Возможно, разгадка скрывалась в строках, которые «главный театрал Кремля» адресовал проверенному партийному драматургу Билль-Белоцерковскому? Сталин размышлял в письме: «Если такие люди, как Турбины, вынуждены сложить оружие и покориться воле народа, признав свое дело окончательно проигранным, - значит, большевики непобедимы. «Дни Турбиных» есть демонстрация всесокрушающей силы большевизма». Но, скорее, вождь лукавил. Он понимал: пьеса о другом. О духовно чистых людях, которые пытались жертвовать жизнями ради спасения Родины, однако были преданы «союзниками-сволочами» и воинским начальством.
Всякий раз, сидя в ложе, Сталин думал не столько об игре актеров, сколько искал ответ на вопрос исключительной важности. Офицеры Булгакова - интеллигентные люди, не похожие на малограмотных, иногда с криминальным прошлым комиссаров. Их военная форма вызывающе красива, на плечах - золотые погоны, символ принадлежности к особому сословию, для которого понятия «вера», «верность присяге», «мужская дружба», «долг» и «честь» священны. Как бывшему семинаристу, вознесшемуся до высот правления огромной державой, воспитать подобных героев? Сталин жаждал возродить утраченный во время октябрьского переворота имперский дух, чтобы во главе страны утверждался Хозяин, который единолично вершил судьбы миллионов. Соответствующая атрибутика в реализации этого намерения занимала ведущее место.
Так что, думается, именно герои романа - киевляне Турбины - стали идейными вдохновителями армейской реформы в начале 1943 года. Когда советские войска перешли в наступление, Президиум Верховного Совета СССР ввел новые знаки различия - погоны вместо петлиц. По замыслу Кремля погоны подчеркивали: Красная Армия - преемница боевых традиций и ратных побед русской армии, средоточие патриотов.
Ветераны вспоминали: ни одно нововведение не было воспринято с такой гордостью! Это оказался действительно сильный по государственной драматургии ход…
В ТЕМУ
В Киеве снимут «Белую гвардию»
В мае в Украине стартуют съемки многосерийного художественного фильма по мотивам знаменитого романа.
Как рассказали «Комсомолке» один из продюсеров фильма Александр Роднянский и председатель Совета директоров УМГ Виктория Горенштейн, съемки фильма начались в конце минувшей недели в Питере. В павильоне снимут все действия, происходящие в интерьерах. Съемки, связанные с киевской натурой, запланированы в украинской столице на май и июль. Второй этап съемок намечен на конец января следующего года.
|
- Мы отобрали для съемок все, что связано с классическими киевскими местами, - рассказывает Александр Роднянский. - Это было очень проблематично: чудовищная хаотичная застройка центра Киева последних пяти лет сделала невозможными съемки тех эпизодов, на которые мы очень рассчитывали. Отдельные здания еще снять можно, но даже небольшой фрагмент улицы, который мог бы стать местом действия какого-то эпизода, найти очень сложно. Но мы ищем, поскольку «Белая гвардия» - это большой серьезный фильм, который требует абсолютной убедительности и точного отношения к материальном миру.
Съемки пройдут на Андреевском спуске, Владимирской горке, Софийской площади, частично на Подоле, фрагментарно на улицах Банковой и Стрелецкой.
На роли в фильме утверждены лучшие российские актеры: Алексей Турбин - Константин Хабенский, Елена Тальберг (Турбина) - Ксения Раппопорт, Мышлаевский - Михаил Пореченков, Карась - Евгений Стычкин, полковник Козырь-Ляшко - Сергей Гармаш, полковник Най-Турс - Алексей Сереряков, Шполянский - Федор Бондарчук. Николку Турбина сыграет Никита Ефремов-младший. В съемках также будут задействованы украинские актеры.
Сценарий картины написан известными украинскими писателями Мариной и Сергеем Дьяченко, которые с большой любовью и уважением подошли к литературному первоисточнику. Для тех же, кто уже сейчас готов начинать сравнивать новый фильм со старой лентой «Дни Турбиных», Александр Роднянский уточнил отдельно:
- Мы экранизируем роман «Белая гвардия», а не пьесу «Дни Турбиных», которая была подготовлена Михаилом Булгаковым для постановки во МХАТе и в которой большое количество персонажей отсутствует.
Анатолий КОНЧАКОВСКИЙ, первый директор, ведущий научный сотрудник Литературно-мемориального музея М. А. Булгакова в Киеве.