Капитан «Нефтегаза-67» Юрий КУЛЕМЕСИН: «Дело будет пересмотрено»

После двухмесячного заточения в Гонконге украинец вернулся домой.

Слева направо: зять Алексей Рыбаков, Юрий Кулемесин, младшая дочь Анастасия, друг семьи Сергей, жена Антонина.

Встречать Юрия Кулемесина в аэропорту Симферополя из Херсона приехала его семья - жена Антонина, младшая дочь Настя и зять Алексей Рыбаков. Капитан летел из Гонконга через Катар и Стамбул 15 часов с тремя пересадками. За год и девять месяцев, пока шло расследование и суд, ему пришлось восемь раз мотаться в Гонконг и обратно.

Напомним, на днях капитана освободили из гонконгской тюрьмы под залог (см. «КП» за 27 февраля и сайт kp.ua). Месяцем раньше он был приговорен к 3 годам и 2 месяцам заключения за столкновение в Южно-Китайском море 22 марта 2008 года нашего судна «Нефтегаз-67» с китайским сухогрузом «Яохай». Тогда украинский буксир затонул, 18 моряков погибли, спаслись лишь семеро. Китайского капитана тоже признали виновным в ЧП, но срок он получил меньший. 

РОДНЫЕ ПОГИБШИХ ОТКАЗЫВАЮТСЯ ОТ ВСТРЕЧ

- Когда в январе он полетел на очередное заседание суда, мы и подумать не могли, что его арестуют и посадят в тюрьму! - говорит жена, посматривая на часы в ожидании, когда же объявят о прибытии рейса. - Мы были в шоке. А еще невыносимо то, что родные погибших ребят так и не захотели нас выслушать! Юра звонил им, просил о встрече, но ему отвечали: «Мы не хотим с тобой видеться, потому что ты виноват». Сколько можно доказывать? Да, случилось большое горе, ничего нельзя вернуть назад, но надо же выслушать человека! А оправдываться я ему не позволю - он ни в чем не виноват.

- На его глазах поднимали со дна тела моряков, потом он всех опознавал - представляете, что он пережил? - подключился к беседе Алексей Рыбаков. - А ведь мог от этого отказаться. Юрий Александрович чувствует своим долгом доказать невиновность украинской стороны, собирается и в дальнейшем, если последуют гражданские иски о возмещении ущерба семьям погибших, поддерживать их - они же потеряли кормильцев. Возмущает, что в решении суда нет пострадавшей стороны - только обоюдная вина капитанов. Получается, люди, которые не спаслись, сами виноваты в этом! Это всколыхнуло мировую общественность. Ведь многие судовые компании следят за этим делом.

КИТАЙЦЫ ВОССТАНОВИЛИ НАШ БУКСИР ДЛЯ СЕБЯ

- А вы-то сами как живете? Ведь тоже остались сейчас без кормильца… - спрашиваем у жены капитана.

- Старшая дочь с зятем помогают - на то и живем, - вздыхает Антонина. - Но муж надеется продолжить работу по специальности. Юрию, кстати, уже поступают предложения от разных судовых компаний, даже заграничных.

Кстати, по словам родных капитана, китайцы отремонтировали искореженный буксир. Он стоит сейчас в доке. Китайцы конфисковали судно в качестве компенсации за истраченные средства по его подъему.

- Наши бы не стали на нем работать, зная, что с ним случилось такое несчастье, погибли люди, - продолжает Алексей. - Мало того, их тела полтора месяца находились на корабле. А китайцы - ничего: починили, залатали, перекрасили…

«Там нельзя не работать - таковы порядки»

Наконец объявили о прибытии рейса из Стамбула, и вскоре Юрий Кулемесин появился в VIP-зоне аэропорта. Капитан выглядел измотанным, был бледен, но старался держаться молодцом. Увидев родных, широко заулыбался, обнял плачущую жену и дочку. Все-таки с Рождества не виделись. Он был одет в легкий пиджак: ведь в Гонконге сейчас +25.

Согласился побеседовать и с «Комсомолкой», но недолго - дескать, очень устал, а еще домой в Херсон на машине пять часов ехать. 

- Говорят, вам туго пришлось в тюрьме в ожидании решения суда… 

- Приходилось работать. Там нельзя не работать - таковы порядки. Кто - в прачечной, кто - в пошивочной. Я был в команде уборщиков.

- Вас отпустили под залог, а что дальше?

- Апелляция подана. Основа ее в том, что ранее суд даже не принял к рассмотрению мнения наших экспертов, морского департамента Гонконга, мое мнение. Теперь в Высшем суде эти пункты нашей апелляции учтены. Мы очень надеемся, что решение будет совершенно другим. Я очень благодарен тем, кто меня поддерживал в Украине, не опустил руки. Украинская комиссия работала около полугода, провела свое расследование, и оно сходится с заключением морского департамента Гонконга, хотя все специалисты работали независимо друг от друга.

Кулемесин уверен, что дело будет пересмотрено. Скорее всего, Высший апелляционный суд Гонконга вернется к делу «Нефтегаза-67» в начале 2011 года.