Первым тревогу поднял ветеран политеха, доцент кафедры технологии машиностроения Владимир Гусарев, который лично знал Добровольского. Он и позвонил в «Комсомолку».
– Каждый год в день рождения Владимира Афанасьевича мы с женой приходим к нему на могилку с цветами, – рассказывает Владимир Сергеевич. – Мы были у него 2 февраля, а в эту субботу я снова решил наведаться. Как будто внутренний голос подсказал. Когда пришел на кладбище, обомлел: сам памятник оказался раздроблен на мелкие кусочки, а табличка с именем валялась в метре от могилы. К тому же не хватало куска ограды. Рядом валялась корзиночка с завядшими цветами, которую мы с женой накануне приносили.
В понедельник Владимир Гусарев собирался подойти за разъяснениями в администрацию кладбища, но, как на беду, его жена сломала руку и поход пришлось отменить.
Дежурный кладбища по телефону высказал предположение, что, возможно, это родственники «затеяли ремонт».
– Родственников у Добровольского в Одессе нет, – говорит Владимир Сергеевич. – По крайней мере, когда нужно было поставить памятник, деньги на него собирали добровольцы кафедры. Мнимые родственники, конечно, могли объявиться, но явно с нехорошими намерениями.
Тем временем первый проректор политеха Геннадий Оборский уже поднял вопрос на ректорате и поручил председателю профсоюза провести расследование.
Из досье «КП»
В 1936 году Виктору Добровольскому ему одним из первым первых в Союзе присвоили степень доктора наук без защиты диссертации как выдающемуся ученому в области общего машиностроения. Сотрудникам политеха Виктор Афанасьевич запомнился весьма остроумным и веселым человеком. «Пять лет мучений, пятнадцать минут позора и инженер готов», «Что красиво, то и прочно». «Хороший инженер – это тот, который знает, в каком справочнике искать» – эти фразы уже стали крылатыми. Его шутки до сих пор передаются из поколения поколению: «Кто сидел слева от меня, давай зачетку, получи свой хор., кто справа – иди в деканат за направлением на пересдачу».
Звонок в администрацию
Александр Раца, и. о. заведующего Второго христианского кладбища:
– Ограбление произошло еще с 23 на 24 февраля. У нас один охранник, за всем уследить, к сожалению, не может. Неизвестные разбили четыре могилы и украли бронзовые бюсты. Мы сразу же завили в милицию, сейчас ведется следствие. Пять лет назад уже был подобный случай. Сейчас проверяют пункты сдачи металлолома. Если виновных не найдут, памятники восстановим за деньги кладбища.
Кстати, в нескольких шагах от Виктора Афанасьевича похоронен Филатов, но его могила уцелела.