Часть диковинок привезли в Европу сам Колумб и его спутники. В числе первых «презентов» был табак - матросы быстро научились у индейцев курению. Из растений Америка подарила Старому Свету еще кукурузу, картофель, томаты. Подсолнух - тоже растение американское.
Что касается животных, то, если бы выстроить в ряд обитающих сейчас в Штатах четыре сотни млекопитающих, мы бы узнали много знакомых: лось, олень, медведь, волк, бобр, рысь, лиса, заяц… Немудрено. Часть животных в Новый Свет из Старого перешла по сухопутному мосту, соединявшему некогда Азию и Америку. Но живут в Новом Свете также и колоритные аборигены, на которых европейские колонисты сразу обратили внимание.
Один из них… Он был особо приметен вызывающей черно-белой окраской: я здесь, не приближайся! А тем, кто лез на рожон по незнанию, зверек этот (скунс) преподавал урок, забыть который было уже невозможно. Первые поселенцы Америки встречали зверька повсеместно. И вот раннее о нем свидетельство: «Дьявольское отродье… Оно скорее белое, чем черное, и с первого взгляда кажется, что его следовало бы назвать милой собачкой. Но каков запах! Ни одна выгребная яма не воняет так скверно. Я полагаю, что запах греха должен быть столь же отвратителен». Это дошедшая до нас запись священника-миссионера, получившего, как видно, полный заряд оружия скунса.
Любой деревенский житель и сегодня расскажет о скунсе нечто похожее. Одних запах повергал в обморок, у других открывалась рвота, третьи бежали, не чуя ног. «Одежда после атаки скунса две-три недели не годится к носке. Мытье, одеколон, окуривание нисколько не помогают».
Со времен Колумба природа зверька, конечно, не изменилась. Но число скунсов во много раз убыло. Стреляли их из-за меха. А с появлением автомобильных дорог много зверьков стало погибать под колесами.
ХОРОШО были знакомы колонистам Америки гремучие змеи. Так же, как скунсы, они - джентльмены, прежде чем применять яд, предупреждают трещоткой, которой кончается хвост. В штате Вайоминг, охотясь с фотокамерой на мустангов, я, увлекшись, услышал погремушку - «обойди!» - около самой ноги. Должен сказать, испытал неприятное чувство. Это чувство заставляло колонистов, прежде чем поселиться на выбранном участке, запустить на него одолженных у соседа свиней. Свиньи, почему-то (возможно, из-за толстого слоя жира) не восприимчивые к яду «гремучек», быстро очищали от них участок. К мясу змей относились с почтением и люди. Один топограф прошлого века писал: «На маршруте «гремучек» ели обычно с таким же удовольствием, как и любое свежее мясо».
Благодетелем переселенцев на новой земле оказалась индюшка. Этих птиц в одомашненной форме знают сегодня повсюду. Но родина их - Америка. В Европу индюшек, как считают, привезли в 1524 году. Это было время, когда люди уже поняли: не Индию, плывя на запад, открыл Колумб. Но птицу все же назвали индейка. «Импортный продукт» был оценен по достоинству сразу. Под названием «турецкая кура» индейка распространилась по Европе и стала обычной домашней птицей. Переселяясь в Америку, европейцы вместе с коровами, свиньями, курами и гусями везли и милых сердцу «турецких кур». Можно представить удивление колонистов, когда они обнаруживали, что всего лишь вернули птицу на ее родину - леса Америки были заполнены стаями диких индеек. Человек сначала без больших хитростей добывал индюшек сколько хотел. «В лунную ночь, убив одну, стрелок брал на мушку другую…» Если учесть, что каждый землепроходец и каждый пионер-фермер был непременно охотником, царству индюшек в Америке быстро пришел конец. Осталось воспоминание: «Для белых людей индюшки многие годы были главной продовольственной базой… Это самая американская птица, ни одно животное при становлении нации не сыграло такую же роль, как индюк».
КОРЕННЫМ американцем является также опоссум. Первое впечатление о нем: «Это животное с головой молочного поросенка и примерно его размеров, с шерстью барсука - серой с белым, хвостом крысы и лапами обезьяны, а внизу живота у него сумка, в которой он производит на свет и выкармливает детенышей». Мир австралийских сумчатых животных тогда еще не был известен, и «сумка» особенно занимала людей. Полагали даже, что опоссумы размножаются «почкованием» - появляются на материнских сосках и затем отделяются. Поражала способность взрослых опоссумов часами висеть в лесу на хвосте и «хмелеть» от крови. Забравшись в курятник, зверь не спешит, подобно лисе, скрыться с добычей. Предаваясь пиру, он пьет у кур только кровь и тут же нередко ложится спать. Можно представить, что делал фермер при виде этой картины. Но, когда человек уходил, случалось, «мертвый» открывал глаза и трусцой убегал - он всего лишь прикинулся мертвым.
И исторически зверь оказался способным «вписаться» в резко меняющиеся условия - процветал в девственных лесах, уцелел в соприкосновении с сельским хозяйством людей, живет сейчас даже в черте больших городов. Вы, возможно, подумали: это, наверное, сравнительно молодой, очень пластичный вид млекопитающих? В том-то и дело, что нет. Древнейшее из животных! Человек со своими курятниками и небоскребами просто дитя по сравнению с этим «ветераном» Земли - живет уже семьдесят миллионов лет.
«Шапочный» зверь ондатра - тоже стопроцентный американец, нашедший вторую родину на наших просторах. А вот другой поселенец - ракун (енот) - не прижился, хотя на родине процветает поныне.
В числе самобытных жителей Нового Света можно назвать еще древесного дикобраза, койота, серую лазающую по деревьям лису и множество птиц. (Речь тут идет о животных северной части Америки.)
Колумбу и его спутникам скорое появление земли было предсказано птицами. Осенние их караваны тянулись с юга на север. Это была примета еще неизвестного, неоткрытого, непочатого мира.