С крайне противоречивым предложением выступила одна из общественных организаций Краматорска в своем обращении к мэру города Геннадию Костюкову. Активисты решили увековечить имя Владимира Шопена, который во время немецко-фашистской оккупации исполнял обязанности бургомистра. Мемориальную доску они хотят установить на стене ДК «Ленина», где во время оккупации находилась городская управа.
- Мемориальная доска – это не прославление кого-то, не идеология, а напоминание о факте нашей истории, какой бы она ни была, - объяснил корреспонденту «КП» Игорь Гопченко, председатель украинско-немецкого общества Краматорска «Возрождение». - Шопен занимался исключительно хозяйством, для всего остального была военная комендатура. Даже во время войны люди хотят кушать, нормально жить, вот об этом он как раз и заботился. Ведь всё было разрушено, кому-то нужно было восстанавливать цеха и дороги, давать работу, обеспечивать город водой и продовольствием. Половина Европы работала на немецких заводах, мы же их за это не осуждаем?
Тем не менее, городские власти придерживаются другого мнения. Во время войны в Краматорске были расстреляны тысячи мирных жителей, людей регулярно увозили на работы в Германию. Правда, нет сведений о том, что Шопен принимал участие в зверствах фашистов, но сотрудничества с захватчиками ему не прощают.
- Мэр категорически против мемориальной доски, это абсурд, - заявил Владимир Коцаренко, начальник отдела по вопросам внутренней политики Краматорского горсовета. – Депутаты также готовят соответствующий ответ.
О главе Краматорска в период немецкой оккупации известно крайне мало, не подтверждена даже его принадлежность к этническим немцам. Владимир Шопен родился недалеко от города, работал инженером-конструктором на СКМЗ, прекрасно владел немецким языком, так как учился в школе вместе с детьми немцев-колонистов. Когда в октябре 1941-го советские войска ушли, а немецкие еще не пришли, Шопен пытался защитить государственное имущество, которое растаскивали местные жители, готовясь к тяжелым временам.
На посту бургомистра он занимался хозяйственными делами, обеспечивал работу предприятиий, издавал «Краматорскую газету». После освобождения города в феврале 1943-го Шопен исчез, а след его затерялся где-то в Канаде. Старые рабочие СКМЗ вспоминают, что в 70-х на выставке в Монреале к стенду завода подошел человек, представившийся Владимиром Шопеном. Он показывал фотографии и говорил, что руководил Краматорском во время войны, но наша делегация этим не заинтересовалась.