23 февраля - День защитника и полузащитника Отечества

Накануне праздника «Комсомолка» узнала интересные армейские истории бывших футболистов.

Хотя большинство из знаменитых спортсменов проходили службу чисто формально (только на бумаге), нам удалось найти таких, кто испытал на себе тяготы и курьезы реальной армейской жизни…


Александр Заваров: Гауптвахта не сломила

- Я служил в спортроте Советской Армии, что в 1980-е годы было обычным явлением для многих спортсменов, - рассказывает экс-футболист киевского «Динамо» и туринского «Ювентуса» Александр Заваров. - Параллельно играл за СКА «Ростов».

В конце моей службы (оттрубил, как положено, два года), уже перед дембелем, произошел интересный эпизод. Помню, был ноябрь, меня вызвал генерал-лейтенант Дубинин, начальник военного совета, который отвечал за безопасность страны, и говорит: «Саша, давай продлим твою службу. Будешь прапорщиком». Я ни в какую. В общем, отказался наотрез. «Ну тогда посиди десять суток на гауптвахте, подумай, а потом мы решим», - последовал ответ.

В итоге я отсидел «на губе» эти 10 дней, но своего решения так и не изменил. Во многом благодаря этому вскоре я и перешел в киевское «Динамо». Вот так почувствовал, что такое армия.

После этого даже когда в «Динамо» предлагали стать прапорщиком, а потом и младшим лейтенантом (только уже милиции, так как «Динамо» курировало украинское МВД. - Ред.), я не соглашался ни под каким предлогом. Хотя кто знает, может, уже был бы генералом!

Владимир Лозинский: За опоздание из армии лишили зарплаты!

- Я тоже служил в части 3217, где все футболисты проходили курсы молодого бойца, - рассказывает другой легендарный защитник «Динамо» образца 1970-80-х годов Владимир Лозинский. - Хоть они и длились всего месяц, но там было непросто, это настоящая школа. По истечении срока планировалось, что нас заберут на сборы. И вот, когда должны были приехать за мной и другими ребятами, из «Динамо» никто не появился, и нам сказали добираться домой самостоятельно, на такси. А в воскресенье мы уже должны были быть на тренировке. При этом никаких документов не выдали, и нас мог запросто поймать любой патруль. В итоге окольными путями домой добирались. Меня встретили друзья, и мы немного выпили. Думаю, какая может быть тренировка в воскресенье? Поехал на базу уже в понедельник, и мне сразу говорят: Лобановский хочет видеть.

Оказывается, меня уже искали повсюду! Нужно было что-то придумать, и я на вопрос: «Где был?» - отвечаю: «Заболел, горло…» В общем, отправили меня обратно в часть. А за проступок Лобановский снял с меня зарплату на полгода…

Стефан Решко: Настоящий полковник

- В 1974 году я служил в воинской части на Подоле в Киеве, - вспоминает легендарный защитник «Динамо» времен 1970-х Стефан Решко. - Меня привезли туда после одной из игр, одели в солдатскую форму внутренних войск, я принял присягу. Признаюсь честно: служил формально, больше играл в футбол.

По окончании службы мне дали звание младшего лейтенанта. И все бы ничего, но в то время в Союзе все спортсмены штатных команд, чтобы стать офицерами, должны были пройти курс военного образования. И вот меня и еще троих динамовцев - Колотова, Веремеева и Трошкина - отправили в Саратовское училище. Была зима, за старшего с нами был Биба. Приезжаем, а там мороз - минус 30! Как сейчас помню, нас поселили в общагу, и у меня была кровать возле окна. Я бросил брюки на подоконник, а утром попытался их надеть, но не смог оторвать от окна - примерзли. В итоге опоздал на построение. Так началась наша реальная служба…

Мы были футболистами основного состава лучшей команды страны. Некоторые - призеры чемпионатов мира и Европы. С высшим образованием. Понимали, что теряем время - нам тренироваться надо было! Пробыв там около 10 дней, мы попросили встречи с начальником училища. Объяснили ему ситуацию - мол, служить не хотим, сознательно отказываемся от званий. На что получили ответ: «Если хотите, уезжайте, но я вас отпустить не могу». На свой страх и риск мы написали рапорт об увольнении, смылись из Саратова и поехали с «Динамо» на сборы. Об этом доложили наверх, но начальство все уладило, договорившись с Москвой. А мы в том году выиграли кубок и чемпионат.

А до звания полковника милиции я все-таки дослужился, работая с 1978 года преподавателем в высшей школе МВД, где со временем стал начальником кафедры. И настоящую службу успел увидеть, когда в 1985-м окончил Рязанское воздушно-десантное училище. Пришлось и на БТРе поездить, и пострелять…

Виктор Кондратов: Его охранял сам Игорь Бакай

- Когда я переходил из «Шахтера» в «Карпаты», из высшей в первую лигу, был вынужден пойти в армию, стать военным и подписаться на звание прапорщика, - вспоминает армейские годы защитник «Шахтера» середины 1970-х. - Наш командующий Прикарпатским округом Белеков был ярым болельщиком. Он взял под опеку «Карпаты». Футбол любил, но тонкостей игры не понимал. Например, когда команда готовилась к какому-то матчу, приезжал на базу, будил всех игроков со словами: «Вам присваивается звание старший прапорщик!» Советовал тренеру, кого ставить в состав…

Как-то у нас была проблема с центральным защитником, так он приказал тренеру, что нужно поставить на это место Юрчишина, нападающего! В итоге мы проиграли.

Потом он где-то прочитал о тонизирующих витаминах, настойке элеутерококка и в срочном порядке прислал к нам самолет с полковником, который выбежал на поле прямо во время разминки, попросив футболистов выпить эти капли перед матчем. И вообще чего мы только ни делали перед игрой: и знамя целовали, и гвардейцами становились...

Как-то спрашивает меня командующий округом: «Прапорщик Кондратов, вы хотите стать лейтенантом?» А ему нельзя сказать «нет». Ну, я и отвечаю: «Так точно, хочу!» И он распорядился, чтобы мои документы отправили в Каменец-Подольское училище и досрочно присвоили звание. Я тихонько начальника команды попросил: «Ни в коем случае не отправляйте».

Естественно, командующий присутствовал на всех матчах. Как-то в перерыве тренер Самарин высказал свои претензии к одному из футболистов команды, заменив его. Каково же было наше удивление, когда по поручению командующего благодарность была объявлена именно этому игроку (на второй тайм он все-таки вышел).

Еще один комичный момент был на нашей базе в Брюховичах, в охране которой служил Игорь Бакай, тот самый, что 25 лет спустя возглавил Госуправление делами при президенте Украины. Так вот, у нас там жили собака Аза, кошка и пара волнистых попугайчиков. Наш тренер Самарин предупредил: если животные не будут накормлены, он отправит охрану на Соловки. И вот однажды в девять утра Игорь Бакай с напарником приезжают ко мне домой в панике, просят одолжить 25 рублей. Оказалось, кошка съела попугаев! Они объездили все рынки города, все зоомагазины и таки нашли точно таких попугаев. И как раз к приезду Самарина успели запустить их в клетку. Каково же было их удивление, когда на клетку прилетел и сел еще один попугай (как выяснилось, кошка съела только одного). Тренер обрадовался: «О, еще один прибился! Солдатики, докупите ему пару».