Телеканал «Россия 1» показал часовой фильм Александра Габниса «10 лет спустя. Анатолий Собчак». О нем вспоминают его самые известные ученики по юрфаку ЛГУ и коллеги по работе в Ленсовете и мэрии Питера - президент России Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин, а также вдова Анатолия Александровича - сенатор Людмила Нарусова и дочь Ксения...
«А ПОЙДЕМТЕ КО МНЕ РАБОТАТЬ!»
Д. МЕДВЕДЕВ:
- Раздался телефонный звонок. Анатолия Александровича незадолго до этого избрали председателем Ленсовета уже. И он меня пригласил. Сказал, что вот предлагаю вам поработать вместе, потому что я хотел бы, чтобы в Ленсовет пришли молодые и достаточно современные люди. Я сказал, что мне это интересно. И практически, по-моему, сразу согласился. Мне Анатолий Александрович сказал, что вы сможете все равно преподавать, что меня вполне устраивало. Я к тому времени задачу-минимум выполнил, кандидатскую защитил, работал на кафедре. Я оказался в штате, как это тогда называлось, помощников председателя Ленсовета.
В. ПУТИН:
- Я занимался в ЛГУ международными связями университета. Меня вызвал ректор и сказал, что Анатолий Александрович приглашает на беседу. Я к нему пришел. И вот он мне говорит: «Я хочу вас пригласить на работу». Я ему ответил: «Вы знаете, я с удовольствием пошел бы работать к вам, потому что я разделяю вашу позицию. Но боюсь, что это невозможно».
Он так удивился: почему же? Я говорю: знаете, наверное, я даже не могу вам об этом говорить. Хотя вы, наверное, сейчас первый руководитель города. Поэтому, наверное, не нарушу серьезным образом наши правила, могу вам сказать, что я не просто помощник ректора, я кадровый действующий сотрудник КГБ, работаю по линии внешней разведки. Представьте себе, что через какое-то время станет известно, что в вашем ближайшем окружении работает сотрудник КГБ. И я просто могу нанести вам серьезный ущерб. Я этого не хочу делать. Не знаю, как в быту, но мы от него никогда крепких слов вообще в процессе работы не слышали. Пожалуй, это было в первый и в последний раз, когда он после довольно длительной паузы сказал: «Ну и… фиг с ним».
«ОН ЛЕГКО НАЖИВАЛ СЕБЕ ВРАГОВ»
|
Д. МЕДВЕДЕВ:
- Для него не составляло никакого труда, глядя человеку в глаза, сказать ему все, что он о нем думает. И зачастую Анатолий Александрович в этом случае, поступая верно по содержательной стороне вопроса, допускал, может быть, и политические просчеты. Потому что он говорил то, что, наверное, обычный политик в такой ситуации себе позволить не может. Но в конечном счете это работало на него. Потому что он открыто и прямо высказывал свою позицию. Если для всей страны он такой был луч света, что называется, который тогда появился на политическом небосклоне, то, скажем, в профессиональных кругах, естественно, были разные люди. Кто-то не одобрял этого, кто-то просто завидовал. Это тоже довольно естественная ситуация в человеческом коллективе. Я и отзывы разные слышал. И более того, то, что мы, что называется, были в одной партии, я думаю, что это и ко мне формировало какое-то другое отношение.
В. ПУТИН:
- Вот его бескомпромиссность и честность привели к тому, что он оказался объектом травли. Нет, не честность и не прямота, в том числе политическая, конечно. Я думаю, что интриги привели к этому. Кто-то стал бояться его как конкурента. Кого-то он задел. Он умел это делать с блеском. Он легко наживал себе врагов. Создались условия для того, чтобы против него сложить какую-то интригу. И она была сложена и блестяще, в лучших традициях еще советских времен, реализована.
А. СОБЧАК:
- Была собрана команда по решению руководителей ФСБ, МВД и генпрокурора - почти из 50 следователей по особо важным делам, оперативных работников на уровне МВД, из разных регионов страны. Знаете, как охотничьим собакам дали понюхать... Им дана была команда: «Фас!» И вот - искать...
1995 год. Фото - В. СУТУЛОВ |
В. ПУТИН:
- За несколько дней до выборов написали запрос в прокуратуру. Возбудили два уголовных дела, где Собчак проходил как свидетель. А потом начали чуть ли не с самолетов и вертолетов разбрасывать листовки по всему городу, что Собчак проходит по уголовным делам. Ну что это такое? Это просто издевательство и над демократией, и над правом, над правосудием. Ну а потом те, кто это сделал, начали уже защищать свой мундир, свои погоны, лампасы на кальсонах. Начали уже добивать...
ВСПОМИНАЮТ БЛИЗКИЕ
«Старался быть строгим. Но в душе был добрым»
К. СОБЧАК:
- Я непростым была ребенком. Он (отец. - А. Г.) старался быть строгим. Но в душе был невероятно добрым. И вот когда добрый человек пытается сделать вид, что он злой, и сердится, получается очень трогательно и в хорошем смысле смешно. Поэтому папу я особо никогда не боялась. Стрелы и молнии пускал, но в цель они никогда специально не попадали...
Л. НАРУСОВА:
- Он безумно ее (дочь. - А. Г.) любил и позволял ей делать, наверное, все, что не надо было позволять. Я была жестче, и на этой почве мы очень часто ссорились и даже скандалили. Потому что я говорила, что надо воспитывать ее жестче. Даже однажды за ее очень шкодливый поступок в школе я говорю: «Наконец-то ее надо хоть раз выпороть». Мне бабушка говорила, что, когда бьют по попке, откладывается в голове. И он, превозмогая себя, стал расстегивать ремень, с угрожающим видом подошел к дочке. А Ксюше было лет 11. Она встала в такую позу - руки в боки - и говорит: «А еще демократ называется, на ребенка руку подымешь». Таким приторно-елейным голосом. И у него слезы навернулись на глаза, от неожиданности руки опустились, ремень выпал, он бросился ее обнимать, целовать и кричать на меня, что я вообще не мать - мачеха! Что как можно?..
Анатолий Собчак с дочкой Ксюшей и женой Людмилой Нарусовой в Эрмитажном театре. Ноябрь, 1993 г. |