«Светит, но не слепит»
- Водительский стаж Василия Даниловича - более 40 лет. Сколько ни крутил он баранку своего синего «Москвича», всегда удивлялся нахальству некоторых водителей встречных авто.
- - Разделение на дальний и ближний свет для того ведь и придумано, чтобы относиться друг к другу уважительно, - говорит 64-летний пенсионер. - Приближаешься - будь добр, переключи фары на ближний, ведь от резкого света иногда можно даже не справиться с управлением.
Попадать в аварии Василию Сенько не приходилось, бог миловал. Да и водит он всегда аккуратно. Но каждый раз, когда видел по телевизору хронику ДТП, всегда думал о том, что своевременное снижение дальности света могло бы помочь избежать многих смертей на дорогах.
- И тогда я решил изобрести такое устройство, которое бы светило, но не слепило, - говорит Василий Данилович. - Изобретать что-то новое для меня не впервой: я по специальности инженер-гидротехник и на моем счету уже есть несколько открытий в этой области. Одно из моих изобретений - это гидротехническое сооружение, которое помогает бороться с паводками. Но это так, профессиональное, а вот с автомобилями я столкнулся впервые.
«Патент не дают и причин не объясняют»- Василий Сенько хоть и пенсионер, но работает в Бахчисарайском управлении водного хозяйства. Загоревшись идеей создать уникальную фару, ежедневно бежал с работы домой и перелопачивал горы литературы.
- Чего я только не читал, - вспоминает Василий Данилович. - И в центр «Бюро научно-технической информации» обращался, и в Студгородок ТНУ в Симферополь ездил, там есть специальная библиотека, и в Интернете искал, но нигде не встречал информации, что подобные фары существуют.- Ученые этим не занимались, видимо, потому, что не видели особой надобности. А вот заядлые автомобилисты-любители на разных форумах, дабы не слепнуть от дальнего света встречных авто, наперебой предлагали друг другу использовать специальные защитные очки или же вешать на лобовое стекло или фары обычную фольгу.
И тогда пенсионер засел за работу. Составил схемы, рассчитал пропорции и, сделав чертежи, направил их в «Госпатент» в Киев.- - Я создал новую, уникальную конструкцию, - уверяет Василий Сенько. - Суть ее заключается в том, что между источником освещения и дорогой устанавливается специальный «экранчик», который позволяет фаре направлять свет так, что он не попадает на уровень глаз водителя. При этом резкость и интенсивность освещения остается прежней. Использование такой фары позволит вообще не переключать дальность света и при этом не слепить других водителей и пешеходов.
К сожалению, слишком распространяться о своем ноу-хау Василий Сенько не может, таковы правила: отправил запрос на получение патента - держи язык за зубами. Но в том-то и вся загвоздка - чертежи пенсионер послал еще в 2002 году и с тех пор ведет с Киевом постоянную переписку.
- Сначала мое изобретение вроде бы приняли, - говорит он. - Но потом почему-то стали «тянуть кота за хвост». Придумывали разные отговорки, говорили даже, что, мол, такие фары уже существуют и мое устройство недостаточно соответствует новизне. Но доказательств предоставить не могут. Как и выслать мне мои чертежи обратно. Закрадываются сомнения, что на меня хотят просто «надавить», а изобретение перепродать «шишкам» из автомобильного бизнеса…
Комментарий ГАИ:
«Такое устройство помогло бы снизить количество ДТП»
Николай АСТАПОВ, сотрудник пресс-службы УГАИ Крыма:
- Когда свет автомобиля переключается с дальнего на ближний, обзорность действительно нарушается. Ведь дальний светит на 150-200 метров вперед, а ближний - всего на 50. И, конечно же, при слишком большой скорости движения, даже если водитель успевает переключиться, ослепление может быть достаточно сильным. Здесь надо быть осторожным, как водителям, так и пешеходам, ведь это часто приводит к дорожно-транспортным происшествиям, и нередко со смертельным исходом.
Лично я о таких фарах никогда не слышал, но был бы очень рад, если бы такие действительно стали выпускать на заводах. Использование такого устройства, безусловно, снизило бы количество происшествий на дорогах.