Мы учились вместе на факультете журналистики МГУ. Иветта Капралова была одной из главных красавиц факультета. И вдруг слух, что она выходит замуж за Владимира Зельдина, человека вдвое старше, уже тогда бывшего легендой.
ТАКАЯ ЛЮБОВЬ
- Вета, как случился ваш роман?
- Я после университета пришла работать редактором в бюро пропаганды киноискусства при Союзе кинематографистов. Союзом руководил Иван Пырьев.
- Тот самый, что снимал фильм «Свинарка и пастух» с Зельдиным в главной роли.
- Совершенно верно. А я уже успела сняться в фильме «Матрос с «Кометы» в паре с актером Театра Советской армии Владимиром Сошальским. И вот он однажды приходит и говорит: Вета, у нас есть артист Володя Зельдин, он сейчас нигде не выступает, помоги ему. И он пришел…
- Пришел и не ушел?
- Не сразу. Они с Сошальским успешно выступили, заработали деньги и, как элегантные мужчины, пригласили меня в ресторан. Но в последнюю минуту оказалось, что Сошальский почему-то не может, и мы отправились вдвоем. В ресторан «Националь». А я одета, как пугало на огороде, - какие-то красные гамаши, какая-то шуба собачья… Потом он меня проводил домой, и я говорю маме: как ты думаешь, с кем я была в ресторане? С Зельдиным! Она: он же старый совсем! А ему тогда было 47 лет! Мы поженились почти через два года... Поначалу особенно трудно было. Как он привык жить, так и жил. А приспосабливалась я.
- Почему?
- Из любви. Я вышла замуж за человека, который мне показался очень интересным...
- И очень верным - один театр: 65 лет в Театре Советской армии, одна жена…
- Почему одна? Я у него третья. Его жена, актриса Генриетта Островская, играла с ним в спектакле «Учитель танцев». Она умерла. До этого была Люся, про которую я совсем не знаю.
БЕЛЫЙ ПИДЖАК
- Когда он в кино играет эсквайров, сэров, кажется, что он родился сэром.
- В нем есть порода.
- Ты помогаешь ему покупать одежду?
- Не помогаю, а просто все покупаю.
- И белые пиджаки, в которых он столь ослепителен?
- И белые пиджаки. И все заочно, даже за границей.
- Говорят, что актер вложил свои черты в роль. А черпал ли он что-то из своих ролей для себя? Из «Учителя танцев», из «Дон Кихота»?
- Конечно. А Дон Кихот - это отдельная история. Это была идея нашего друга Юлия Гусмана…
- …поставившего к 90-летию Зельдина мюзикл «Человек из Ламанчи»…
- Нам и в голову не приходило, чтобы Зельдин мог играть Дон Кихота. Владимир Михайлович однажды приезжает с «Киношока» совершенно окрыленный: «Юлик предложил очень интересную идею. Он смотрел, как я купаюсь в холодной воде, когда все плавали в теплом бассейне…»
- А он такой закаленный человек?
- Да, очень спортивный. Так вот, Гусман говорит: я за тобой наблюдаю, ты же живой Дон Кихот, есть такой мюзикл бродвейский «Человек из Ламанчи», ты должен это сыграть. И в 90 лет Зельдин вышел на сцену в роли Дон Кихота.
- Правда, что он внесен в Книгу рекордов Гиннесса как единственный артист, выходящий на сцену в таком возрасте?
- Боюсь, что неправда. Хотя это несправедливость. Но непонятно, кто этим должен заняться. Не я же!
- Потрясающе, как он двигается, танцует, поет в этом спектакле!..
- Если еще учесть, что он почти слеп… У него процентов 10 зрения. Но на сцене ходит, как пантера. 105 спектаклей прошло при полнейших аншлагах.
- Уникальный случай. А к 95-летию будет новый спектакль?
- Называется «Танцы с Учителем», поставлен тем же Юлием Гусманом. Там есть эпизод, связанный со мной - девочкой, которая проходит под именем Ивушка. Мама на каникулы купила билет на «Учителя танцев» с Владимиром Зельдиным. Я была в полном восторге. Когда наступили следующие каникулы, я попросила маму купить билеты опять на «Учителя танцев». Мы пришли, а в это время ввели дублера... Было такое разочарование!
«…И ЖИТЬ ДО СКОНЧАНЬЯ ВРЕМЕН!»
- Ты прожила с ним почти 50 лет. Он сильно изменился за это время?
- Нет. У него биологический возраст совершенно не совпадает с паспортными данными. Он обожает молодых девушек, это дает ему энергию.
- Ты ревновала его?
- Бывали случаи… Но оставалось большее, что нас связывает.
- Мне казалось, ты относишься к нему как к ребенку…
- Сейчас так и есть. Особенно если учесть, что он плохо видит. Но я хочу закончить его словами из «Человека из Ламанчи». Это его девиз по жизни: «Мечтать, пусть обманет мечта. Бороться, когда побежден. Искать непосильной задачи и жить до скончанья времен».
Это слова Дон Кихота.
ДОСЛОВНО
«Женщины до сих пор меня интересуют»
Я не раз допытывалась у Владимира Михайловича, в чем секрет его молодости. А он с хитрой с улыбкой отвечал:
- Секрет...
Но я настаивала, чтобы он раскрыл тайну. Итак...
Секрет № 1.
НЕ КУРИТЬ!
- Никогда не курил, - признался Зельдин. - В доме моих родителей вообще никто не курил и не пил. В семье не было скандалов и конфликтов... (Кстати, о курении. В Театре Российской армии, где Зельдин служит более 65 лет, все знают, что он не переносит табачного дыма. Поэтому в компании, куда приходит Владимир Михайлович, курильщики безоговорочно выходят из помещения «в тамбур».)
Секрет № 2.
РАСПРЕДЕЛЯТЬ СИЛЫ
- Нельзя быть загнанной лошадью, во всем надо знать меру, - говорит он. - Единственный способ продлить творческий марафон - оставлять время на отдых.
Зельдин феноменально умеет распределять свои силы - об этом знают в театре все. В начале репетиций он не включается на полную мощность, но ближе к премьере с каждым днем набирает обороты и выкладывается на самом спектакле.
- Спит он помногу и за счет сна восстанавливается. В этом главный секрет его долголетия, - подтвердила жена Иветта Евгеньевна.
Секрет № 3.
ПРОГУЛКИ C СОБАКОЙ
Одна из актрис театра мне сказала: «Зельдин умный: подобрал дворняжку и ее выгуливает вместо зарядки». Они с женой подобрали на улице щенка, которого назвали Борисом Николаевичем. Боря прожил в семье актера 17 лет - тоже долгожитель. Владимир Михайлович гулял с собакой минимум полтора часа в любую погоду, при любом самочувствии, после спектаклей и съемок. В этом была его гимнастика.
Секрет № 4.
ВЛЮБЛЯТЬСЯ!
- Я стольких любовников в театре переиграл, что, казалось бы, должен был устать от любви... - рассказал мне Зельдин. - Но до сих пор женщины меня интересуют. Это - чудо природы. У меня сохранилась влюбленность в женщин, и в театре об этом знают. Если актер сохранил непосредственность юности, значит, он молод.