Летчик спас пассажиров от террористов и 36 лет хранил это в тайне

На прошлой неделе в прокат вышел фильм «Кандагар» об экипаже российского Ил-76, захваченного в 1995 году талибами.

Командиру Кашину в 1973 году запретили рассказывать о случившемся даже супруге Ларисе Дмитриевне (он с ней - на фото).

(подробнее о картине - на сайте kp.uа).

 73-летний летчик из Брянска Иван Кашин смотрел ленту с особым волнением, потому что 36 лет назад он сам оказался в похожей ситуации. Только вместо афганских бандитов самолет Як-40, где Иван Андреевич был командиром экипажа, захватили террористы из Советского Союза. Специально для «КП» летчик впервые рассказал подробности тех драматических событий, молчать о которых был вынужден долгие-долгие годы.

ТРЕБОВАНИЕ БАНДИТОВ: $1,5 МИЛЛИОНА

Полет 2 ноября 1973 года Иван Кашин запомнил в деталях. Летели из Москвы в Брянск. Экипаж: командир, второй пилот и бортмеханик. Пассажиров в салоне - 28 человек. Лайнер уже начал снижаться, как вдруг…

- За перегородкой мы услышали шум битой посуды, - вспоминает Иван Андреевич. - Славка, второй пилот, выглянул, и тут в него уперся ствол ружья. Затем - выстрел: это уже у меня над ухом просвистела пуля, попала в приборы и в радиостанцию. Еще минута, и был тяжело ранен наш бортмеханик... 

Бандитов было четверо, вооружены ружьями и обрезом. Террористы приказали развернуть самолет назад, на Москву. Выставили требования: полтора миллиона долларов на руки и вылет за границу. Грозили расстрелять пассажиров, убив показательно одного. Самолет пришлось развернуть.

Кашин успел передать спецсигнал на землю (его передают только в случае захвата: нажимают на специальную кнопку - «выбивают фальшрозетку», как говорят летчики). Мол, самолет захвачен террористами.

- Летим во «Внуково», а погода никудышная! - вспоминает Иван Андреевич. - Ветер встречный, туман. Да еще керосина мало. До аэропорта хватит, а там хорошо если получится сесть сразу в такую непогоду. Когда долетели, оказалось, система посадки не работает. Эти проблемы обычно бортмеханик устраняет, а он ранен... Второй пилот до этого не летал на Як-40. Практически все пришлось делать одному.

ШЕСТЬ ДОЛГИХ ЧАСОВ ПЕРЕГОВОРОВ

Приземлились. Едем по взлетке.

«Останавливай самолет! - рявкнул главарь. - К нему никто не должен подходить! Слышишь? Пускай деньги передают! Мы должны улететь за границу!» 

- Я им спокойно стал объяснять, мол, сами виноваты, стреляли и что-то повредили. Теперь самолет трудно остановить, - рассказывает Кашин. - А сам слушаю команды диспетчера, как самолет поставить, чтобы группе захвата удобнее было штурмовать.

Наконец остановились. И началась «торговля», которая длилась шесть часов. В аэропорт приехали первые лица государства - председатель КГБ Андропов, министр МВД Щелоков, министр гражданской авиации Бугаев... Террористы согласились высадить часть пассажиров. Но настойчиво требовали денег, хотя бы половину. Потом по их плану надо было лететь в Ленинград, там заправиться - и в Америку.

«НЕ Я ЖЕ В ДЫРКАХ, А ПАЛЬТО!»

Начался штурм самолета. Группа захвата, 12 человек, пять часов просидела под самолетом, выжидая удобного момента. И вот приказ был дан. Услышав шум, бандиты высунулись из люка, думали, что деньги привезли... Тут все и завертелось - пули свистят, стрельба, шашку дымовую запустили...

«Стреляйте в пассажиров - нас обманули!» - истерично закричал главарь.

И разрядил обойму себе в подбородок! Обмякшее тело упало на пол. Его дружки не стали убивать пассажиров. Один из террористов выпрыгнул из самолета и попытался бежать. Его подстрелили. Другой поднял руки. Последний из бандитов, молодой парнишка, по моде носил длинные волосы, так его пассажиры за них и оттаскали. 

- А потом наш экипаж в КГБ допрашивали, - вспоминает Кашин. - Отпустили только через девять часов. В четвертом часу ночи приехал домой. В простреленном пальто. Жена Лора как увидела, чуть в обморок не упала. Да чего ты, успокаиваю ее, не я же в дырках, а пальто!

ВРУЧИЛИ ЗВЕЗДУ ГЕРОЯ БЕЗ ЛИШНЕГО ШУМА

После этого ЧП Иван Кашин не летал месяц. Проходил медобследование, еще и в КГБ вызывали на беседы. А потом, когда снова сел на Як-40, ему долго мерещились бандиты среди пассажиров.

- О нападении на мой самолет власти тогда официально не сообщали. Мне и в КГБ, и в Министерстве гражданской авиации настоятельно порекомендовали держать язык за зубами. Мол, для того, чтобы авиапассажиров не спугнуть. Я даже жене не имел права говорить. 

В декабре 1973-го за подвиг во время захвата пассажирского самолета Ивану Кашину присвоили звание Героя Советского Союза. Указ о награждении был закрытым, вручили Звезду Героя без лишнего шума.

- Родные были в шоке, когда все узнали! - смеется Иван Андреевич. - Только спустя много лет  я смог что-то рассказать им о случившемся. 

Подробнее о террористах Иван Кашин узнал уже в суде. Это были совсем зеленые парни. Главарем был 21-летний москвич, он нигде не работал, косил от армии, промышлял воровством. Это он во время штурма застрелился. Трое других парней - студенты Московского автодорожного техникума. Одного из них во время штурма ранили, он умер в госпитале. Второй студент попал в психушку. В итоге под суд пошел только один террорист. Ему дали 10 лет, но до свободы он не дожил, его убили на зоне.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Какие еще самолеты захватывали в СССР

3 июня 1969 года - попытка захвата самолета Ил-14, рейс Ленинград - Таллин. Нападавших трое, двое мужчин и одна женщина. Убит бортмеханик. 

15 октября 1970 года - отец и сын Бразинскасы захватили и угнали в Турцию самолет Ан-24, летевший из Батуми в Краснодар. Убита бортпроводница Надежда Курченко, три члена экипажа ранены.

17 мая 1973 года - попытка угона в Китай самолета Ту-104, следовавшего по маршруту Москва - Челябинск - Новосибирск - Иркутск - Чита. Самолет взорвался в воздухе, погибли все - 81 человек.

14 мая 1979 года - двое несовершеннолетних в Новокузнецке попытались захватить вертолет Ми-8. Одного застрелили милиционеры.

18 ноября 1983 года - попытка захвата самолета Ту-134, рейс Тбилиси - Ленинград. Семеро угонщиков потребовали лететь в Турцию. Убиты семь человек, включая двух угонщиков (один покончил жизнь самоубийством), ранены трое.

8 марта 1988 года - захват самолета Ту-154, летевшего по маршруту Иркутск - Курган - Ленинград. Угонщики - семья Овечкиных (11 человек, включая малолетних детей). При штурме погибли 9 человек, из них пятеро угонщиков, 19 ранены. Убита бортпроводница Тамара Жаркая.