В некоторых городах он даже на время пропал из магазинов, чтобы потом появиться в полтора раза дороже. Эксперты говорят о дефиците сахарного песка, производители - о плохих урожаях, а правительство и чиновники - о сговоре спекулянтов.
Мы решили разобраться в том, кому на руку создание продовольственной паники и стоит ли покупать сладкий продукт впрок.
Разброс цен в магазинах: от 8,80 до 13 гривен
Первым делом корреспонденты «КП» отправились в магазины. Если еще неделю назад покупатели активно сметали сахар с прилавков, то сейчас в торговых точках относительное затишье. Сахар на полках есть, вот только разброс цен существенный. В ближайшем к редакции киевском супермаркете килограмм стоит 8,80 грн.
- Сахар есть, да я и не припомню, чтобы люди скупали его так уж сильно в последнее время, - говорит продавец Наталья.
В маленьком магазинчике в ста метрах от супермаркета за кило песка просят уже 12,50 грн.
- Почему же так дорого? - спрашиваем у продавщицы.
- Хозяин вчера привез по повышенной цене, а вот в соседнем ларьке сахар вообще по 13 гривен, - сразу уходит она в оборону.
Очереди из желающих купить песок по таким ценам не было ни в магазине, ни в ближайшем ларьке. Для сравнения мы отправились в крупный гипермаркет. Там цена на сахар замерла на «золотой середине» - 11,60 грн. за килограмм. Товар явно только завезли, кульки на полках лежат плотными рядами.
- А мы слышали, что сейчас покупатели буквально драки из-за него устраивают, - затеваем мы разговор с хрупкой девушкой-менеджером.
- Да, на выходных люди по нескольку пакетов брали, - соглашается она. - Может, в субботу-воскресенье опять скупать начнут. Но драк я не видела.
Все опрошенные продавцы говорили о том, что, по слухам, на складах возник дефицит сахара и отпускать его стали по завышенным ценам. Мы решили отправиться на ближайший к Киеву сахарозавод, где, по нашей информации, сахар должен быть.
Склад опечатан
|
60 километров от Киева, село Саливонки Васильковского района. Сотрудники местного сахарозавода по секрету говорят: сахара на складах полно, но его с завода почему-то не вывозят на продажу.
На заснеженной территории предприятия снег не убирали давно, среди сугробов протоптано несколько узких дорожек. За забором, вдалеке от проходной, ходят люди в камуфляжной форме - охрана. Кроме сторожей на заводе никого.
- Директор на больничном, - говорит охранник на проходной, - сейчас тут вообще остались только начальник, охрана и бухгалтерия. Производство-то стоит - не сезон. Всех рабочих на время уволили. И набирать никого не будут, пока не появится новый урожай. Производить сахар перестали еще в ноябре. Но склады полные…
На просьбу показать нам склад охрана отвечает категорическим отказом. Мол, двери опечатаны, и есть приказ никого в складские помещения не пропускать.
- Отгрузка продукции не ведется уже неделю, - объясняет охранник, - последние несколько дней машины к нам почти не заезжают. Раньше целыми днями катались. Вроде бы в киевские супермаркеты возили сахар…
Во время разговора из ворот выезжает груженая фура. Стало быть, сахар все-таки продают?
Не теряясь, охранник объясняет, что эта машина забирает часть старой партии, которую купили еще до выборов и не успели вывезти, вероятнее всего, из-за гололеда на дорогах.
- О цене говорить не могу, не знаю, почем этот сахар продается, - говорит сторож, закрывая объектив фотоаппарата, чтобы не сняли его лицо.
Тут из-за админкорпуса появляются два крепких парня, один из них представляется начальником смены охраны, но имя свое не называет.
- Сахар не вывозили с завода уже больше месяца, - говорит «начальник» и просит удалиться от ворот режимного объекта.
Что же получается, все-таки продавцы цену накручивают?
На трассе просят втридорога
Самое интересное, что жители села Саливонки и соседних Гребенок, которые продают сахар на трассе, закупают его в другом районе.
- Я вот покупаю по десятку мешков в селе Ракитном, там тоже завод есть. Здесь нам, мелким покупателям, его не продают - видать, им невыгодно торговать по мелочам, - говорит придорожный продавец Олег. - 50-килограммовый мешок при закупке сейчас стоит на Ракитнянском заводе 450 гривен. Я продаю его по 10 за кило, с мешка зарабатываю полтинник.
Олег подтверждает, что закупочная стоимость сахара подскочила сразу после первого тура выборов.
- В конце прошлого года килограмм еще продавали по 8 гривен, а как только голоса подсчитали, песок вдруг подорожал сразу на гривну, - жалуется продавец. - Я-то цену тоже поднял, но за такие деньги не каждый станет покупать. Говорят, в киевских магазинах до сих пор есть сахар по 8-9 гривен, потому берут у меня неохотно. Но, думаю, цены все равно вырастут - не пропадет добро, продам позже...
Олег говорит убедительно, и ему сразу хочется поверить. Но, учтите, возле Гребенок сахаром торговали всегда. И любой, кто хоть раз спрашивал, почем сладкий продукт, замечал - здесь стабильно просили больше, чем в супермаркетах… На вопрос, почему так дорого, продавцы отвечают не задумываясь: сахарозаводчики подняли цену. Чем-то они напоминают таксистов, которых ловишь «с руки». Такие за проезд всегда берут втридорога, а сомневающихся убеждают: «Посмотрите, как бензин подорожал!»
И неважно, подорожал ли бензин вчера или полгода назад. Расчет на то, что человек, пользующийся услугами такси, своего авто, как правило, не имеет - и не следит соответственно за ценами на горючее. Что-то где-то слышал… Так же и покупатель, которому вздумалось приобрести сахарок на трассе, не держит в уме точных цен и не может сбегать быстренько в супермаркет, чтобы сравнить их, потому что ближайший супермаркет находится в 60 километрах!
Все как в старой присказке: Иван кивает на Петра, а Петр - на Ивана. Продавцы говорят, что цены на сахар взвинтили на складах. «Кладовщики» уверяют, что сахара у них вдоволь, только не берет никто. Учтите еще, что производители работают по долгосрочным контрактам. Повысить цену в одночасье, «под выборы», они не могут. Тем временем продавцы с трассы под шумок зарабатывают свои копейки…
|
Властей спекулянты не боятся
В правительстве сахарное подорожание объясняют политическими интригами.
- Никаких причин для повышения цен на основные продукты питания, которые связаны с любыми факторами, включая и фактор курсовых колебаний, сейчас нет, - убежден министр экономики Богдан Данилишин, побывавший на днях на прямой линии в редакции «КП». - Для этого есть только политические причины, и они связаны со вторым туром выборов президента. Рост цен связан со стремлением отдельных производителей улучшить свое финансовое положение, которое ухудшилось в прошлом году. Что касается сахара, то в Украине произведено почти 1,3 миллиона тонн этого продукта. Кроме того, есть возможность ввоза в пределах квоты, утвержденной Всемирной торговой организацией, 267 тысяч тонн тростникового сахара, который также может быть резервом для наполнения внутреннего рынка. Нет объективных причин для дефицита!
- Мы возбудили дело по факту антиконкурентных действий на рынке сахара. Сейчас идет расследование, - подтверждает исполняющий обязанности председателя Антимонопольного комитета Украины Александр Мельниченко.
Но эксперты не верят, что спекулянты испугаются репрессий.
- В 2005 году у нас тоже было недопроизводство сахара, - вспоминает руководитель аналитического отдела консалтинговой компании «ААА» Мария Колесник. - Антимонопольный комитет тогда выписал миллионные штрафы, но до сих пор эти дела рассматриваются судами разных инстанций.
Да и политическая нестабильность добавляет спекулянтам уверенности, что сейчас чиновникам не до них.
Привыкаем к червонцу за кило
Тот же вопрос - откуда рост цен - мы задаем человеку, знающему сахарную отрасль как никто. Алексей Порошенко - директор АПК «Укрпроминвест», на долю которого приходится внушительная часть всего сахарного рынка Украины.
- Это и дефицит, и паника, которые стали последствием решения трехлетней давности, - рассказывает нам Алексей Иванович. - Тогда производителей сахара заставляли снижать цены. Например, наша группа компаний была оштрафована на 17 миллионов гривен якобы за сговор по увеличению стоимости сахара. Производителей вынуждали продавать сахар ниже себестоимости, в итоге сахарную свеклу просто перестали сеять. А откуда может взяться сахар, если свеклу не сеют? Когда бабка продает на базаре морковку и лук по 8 гривен за килограмм, никто не говорит, что это дорого. Но ведь лук - это не сахар! Производство сахара трудоемко, энергозатратно. Возникают и непрогнозируемые трудности - например, в прошлом году над полями в Крыжополе за 154 дня не выпало ни одной капли дождя. Свекла высохла, я сам десятки раз ходил по полям, и мне было жаль на это смотреть - ни одного миллиметра зелени! Я не советую покупать сахар в больших количествах. Цены, на мой взгляд, пойдут вверх, но насколько, не скажу. Пугать людей не хочу...
Мнение Алексея Порошенко разделяют и отраслевые эксперты.
Несмотря на то что сахар на складах имеется, до нового урожая его явно не хватит, рисуют они свою картину. Такая ситуация повторяется из года в год.
Почему же сахарные кризисы происходят в стране, которая по объемам производства свекловичного сахара до 1990 года занимала первое место в мире?
- В Украине сейчас производят сахара не столько, сколько нужно стране, а столько, сколько есть сырья, - объясняет эксперт-аналитик Мария Колесник. - Производство снижается из-за уменьшения посевов сахарной свеклы. Ее селянам невыгодно растить - нужна специальная техника. Да и политика некоторых сахарозаводов, которые занижали сахаристость принимаемого сырья, а соответственно и цены, заставила многих переключиться на другие культуры. Через 3-5 лет соотношение украинского и импортного сахара может составить 50 на 50…
Во всем виновато «сладкое лобби» в Раде?
Есть и еще одна причина. Как сообщили нам в компании «Укррос», производящей сахар, в течение последних двух лет дотации на посевы сахарной свеклы не выплачивались. Сократилось кредитование сельского хозяйства, поэтому удобрений в прошлом году закупили меньше - около 35 процентов от нормы. Это привело к резкому снижению урожайности, и сахарной свеклы собрали на 23 процента меньше объемов 2008 года.
О том, что Украине не хватит своего сахара, знали как эксперты, так и чиновники. И первый звоночек прозвучал еще в мае прошлого года. А в августе был уже дефицит. В это время правительственные чиновники уверяли, что на складах имеются запасы.
- Этот сахар был только на бумаге, - уверена аналитик Мария Колесник. - Я не знаю, кто подавал Министерству экономики такие цифры и кто ошибся в подсчете остатков. Думаю, проблема в том, что на рынке один и тот же сахар покупался и продавался разными компаниями по нескольку раз и соответственно его многократно учитывали.
А как говорит исполнительный директор компании «Укррос» Владимир Григоревский, сами производители сахара блокируют импортные поставки сладкого продукта в Украину.
- В 2009 году была упущена возможность уменьшить дефицит из-за противодействия ввозу сахара-сырца со стороны компаний, которые не имеют мощностей и технологий для его переработки, - продолжает Владимир Григоревский. - Воспользовавшись несовершенством законодательной базы по распределению импортных лицензий, недобросовестные компании забронировали существенные объемы сахара-сырца, которые даже не собирались ввозить. В результате квота на 2009 год была выполнена лишь на 15 процентов, что и подтолкнуло вверх оптовые цены.
Ловят рыбку в мутной воде
Вот и получается: если государство не будет дотировать покупку импортного сахара, то даже оптовые цены на сладкую продукцию не опустятся ниже 8,5 грн. А если добавить к этому торговую наценку, то его стоимость в рознице вряд ли упадет ниже 10 гривен за килограмм.
Но это - всего лишь цифры и экспертные заключения. Расчеты же в бизнесе всегда строятся еще и на эмоциях. Президентские выборы у нас со времен развала СССР ассоциируются с переменами, причем не в лучшую сторону. А вдруг новый президент затеет новую перестройку?.. Когда общество наэлектризовано, слухам верят больше, чем газетам или «ящику» - и распространяются слухи в мгновение ока.
Как родился нынешний дефицит, никто достоверно не знает. Может, забыли в одной из сетей супермаркетов вовремя пополнить запасы сахара на прилавках. Тут же поползли слухи: все, кончился сахар… Народ принялся «вычищать» магазины, а продавцы сразу же отреагировали естественным образом - подняли цены. И понеслось, зарабатывать на ажиотаже стали все - от торговцев с трассы до сахарозаводов, положение у которых, извините за каламбур, не сахар, и возможностью поправить свои дела хотя бы ненамного они не преминут воспользоваться.
Всегда найдутся желающие ловить рыбку в мутной воде.
Хорошо еще, что именно по сахару разгорелись страсти, а не по другим жизненно необходимым вещам.
ЗВОНОК ПРОИЗВОДИТЕЛЮ
«Наживаются перекупщики»
- Мы работаем по долгосрочным договорам, которые заключаются на срок от 6 до 12 месяцев с фиксацией стоимости продукции, - рассказал нам начальник производства «Астарта» Игорь Рылик. - Поэтому большинство наших партнеров получают сахар по тем ценам, которые были зафиксированы еще несколько месяцев назад. Насколько я помню, тогда наша продукция стоила от 5 до 7 гривен за килограмм. Сейчас мы незначительно подняли цену, но только по новым договорам, которые заключаются сейчас. Поэтому мы на этой панике не нажились, а заработали перекупщики, которые купили сахар по тем ценам, а сегодня продают втридорога.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
«Из нас продолжают делать люмпенов»
- Сложившаяся на рынке паника искусственна. Тот, кто ее разжигает, играет на «эффекте голодомора». Вспомните, что было с лекарствами и повязками. Я уверен, сахарная лихорадка пройдет, народ поймет, что его опять обманули, и успокоится, - считает директор Института трансформации общества Олег Соскин. - Во время кризиса финансовые потери нужно отбивать любым способом. Вот монополисты сговорились и цены на сахар подняли.
А ажиотаж в магазинах страны создают так называемые «хомо советикус» - люди, которые не могут перевоспитаться. Но что можно выиграть, купив 10 килограммов сахара? Максимум 30 гривен! Однако ведь за сахаром нужно съездить, отстоять очередь, привезти домой, еще и где-то хранить. Такой психологией пользуются монополисты и продолжают делать из нас люмпенов.
Сколько стоит сахар в разных странах (долл./кг)
- Турция 1,80
- Германия 1,50
- США 1,49
- УКРАИНА 1,45
- Венгрия 1,40
- Казахстан 1,15
- Россия 1,10
- Польша 1,03
- Китай 0,97
- Белоруссия 0,83
- Египет 0,82