Местные власти уверены: так они мальчика, ведь родители не захотели его лечить. Но мама и бабушка двухлетнего малыша считают, что Вова здоров и его просто отняли, воспользовавшись тем, что украинцы работают в Италии нелегально, а значит, не имеют никаких прав…
В Европе разворачивается очередной скандал, связанный с украинцами. На этот раз в его эпицентре оказались наши заробитчане. Бывший милиционер Мария Шпачинская уехала в Италию из Тернополя в поисках лучшей жизни еще в начале 90-х. В 2007 году следом за мамой на чужбину отправилась и ее дочь Наталья. Тогда женщина еще не знала, что садится в самолет на третьей неделе беременности и что после рождения ребенка ее ждут в чужой стране серьезные испытания…
Рожать на чужбине
Когда 24-летняя Наташа прилетела в Италию, все пошло хорошо. Ее мама уже много лет работала прислугой у адвоката в городе Вимеркате неподалеку от Милана. Нашлось место в доме юриста и Наташе. Новость о беременности для нее была неожиданностью. Бойфренд, от которого девушка ждала ребенка, остался на родине в Тернополе. Но делать аборт она не решилась и осталась рожать в Италии.
- Тот день, когда у дочери начались схватки, помню как сегодня, - рассказала «КП» Мария Шпачинская. - Я вызвала такси и повезла ее в одну из клиник Милана. Но там сказали, что пациентов без документов они не принимают. Пришлось ехать в частную клинику. Тогда я даже не подозревала, в какую западню мы попали…
Врачи частной больницы приняли пациентку с распростертыми объятиями. 31 января 2008 года у нее родился мальчик Володя. Но тут и начались проблемы.
- Сразу после родов к нам подошел врач и спросил, нужен ли моей девочке ребенок, ведь она нелегалка, - продолжает Мария. - Мол, воспитывать дитя в чужой стране очень сложно, лучше от него отказаться. Но мы не собирались отдавать чужим людям нашего Вовочку!
«Развод» по-итальянски
Уже через два дня Наташа с малышом были дома. Казалось, вот оно – счастье. Но неожиданно девушке позвонил главврач больницы и сообщил: так как документов у девушки нет, они должны заплатить 2000 евро.
- Я попросила отсрочку, - говорит Мария Шпачинская. - Но через неделю снова позвонил врач и сообщил, что наш Вовочка болен сахарным диабетом. Ему нужна госпитализация. Пока я думала, что делать, с нами связался уже другой врач. По его словам, у Володи обнаружили цирроз печени. На следующее утро снова звонили из клиники с новостью, что у малыша слипнувшийся желудок. При этом внук чувствовал себя замечательно.
Времени на раздумья у украинок не оказалось, вскоре к дому подкатили пять машин полиции и две «скорые». Маме малыша было велено одеваться и ехать в клинику в Милан. Карабинеры руководствовались поручением местного союза опекунства.
Три дня вокруг Володи кружил десяток врачей. Лишь на четвертые сутки бабушке сообщили страшную новость: у мальчика редкий и сложный диагноз - фенилкетонурия (неусвоение организмом белков). На следующий день в клинику заявились полицейские.
- Они сказали, что раз мы живем без необходимых документов (в Италию украинки въехали по «польским» визам. - Ред.), то должны уехать из их страны, - продолжает Мария. - А если через месяц мы будем еще здесь, нас ждет уголовная ответственность. В тот момент нас волновало только здоровье нашего мальчика. Ведь от бесконечных уколов и таблеток он не спал, не ел - его постоянно рвало. Мы решили забрать Вову в Вимеркате.
День рождения без мамы
Восемь месяцев Наташу и Володю никто не трогал. Мальчик перестал болеть, рос и набирался сил. Казалось, былые проблемы и страшный диагноз в прошлом. Но 21 января 2010 года Шпачинских ожидало очередное потрясение.
- В пять часов утра к нашему дому подъехали полицейские, - рыдая, вспоминает Мария. - Они начали размахивать перед нами решением суда. Оказывается, суд города Вимеркате постановил забрать нашего малыша в сиротский приют, так как мы не лечим его от страшных болезней. При этом никто нас даже не предупредил об этом решении - просто поставили перед фактом.
Все обращения Шпачинских в консульство Украины в Италии и МИД пока не дали никаких результатов. Малыш по-прежнему в приюте для сирот и под присмотром миланских врачей. Здесь он встретил свой второй день рождения. Матери Володи позволено видеться с сыном всего час в день. А по словам бабушки ребенка, врачи обсуждают между собой, что для украинского мальчика уже ищут новых родителей.
ЛИКБЕЗ «КП»
Фенилкетонурия - тяжелое наследственное заболевание, которое поражает нервную систему, а из-за этого организм перестает усваивать белок. Признаки болезни обнаруживаются уже в первые недели жизни, и важно установить диагноз не позднее 2-го месяца. Для этого всех новорожденных обследуют по специальным программам скрининга, выявляя повышение концентрации фенилаланина в крови. Ребенку, у которого обнаружили болезнь, необходимо специальное наблюдение и лечение в медико-генетическом центре.
МНЕНИЕ ЮРИСТА
«Не исключено, что на украинских детях ставят опыты»
Адвокат семьи Шпачинских Петр Люпа уверен, что это - грубейшее нарушение прав украинских граждан за границей. И если МИД Украины в ближайшее время не вмешается в эту ситуацию, ребенок может погибнуть.
- Когда я начал разбираться в этом деле, то узнал, что клиника, в которую отвезли малыша, специализируется как раз на болезни фенилкетонурия. Не исключено, что врачи попросту ставят на малыше свои опыты. Мы отправляли образцы крови Вовы в Швейцарию и Львов, никто этот диагноз не подтвердил. Полагаю, что мальчика уже заказал за большие деньги итальянский опекун, и сейчас власти улаживают юридические вопросы. В любом случае нашему консульству нужно срочно вмешаться, не то может быть поздно.
КОММЕНТАРИЙ МИД
Руслан ФУФАЛЬКО, консул генерального консульства Украины в Милане:
- У этого ребенка действительно очень серьезная патология. Если ничего не делать, в дальнейшем это выльется в серьезные последствия для малыша. К сожалению, его мама этого не понимает и обвиняет итальянские власти в мошенничестве. Ну вот скажите, о каком мошенничестве может идти речь, если есть решение суда?! Для итальянских властей существует один приоритет - здоровье ребенка. Потому власти и решили отобрать малыша насильно. Я знаю, что родители Вовы обвиняют украинское консульство в бездеятельности. Но для меня и Наталья, и Мария, и маленький Владимир являются украинскими гражданами. И в данном случае я должен был принять сторону Володи, чтобы уберечь его жизнь.