Оглашение приговора заняло два часа. Слушая судью, семья Хаировых - Мустафа, его жена Урие, сын Эйваз - в очередной раз переживали те ужасные минуты. Урие чуть не плакала, когда снова и снова в показаниях разных свидетелей описывали, как тогда оторвало руку ее мужу, как ранило сына…
Напомним, в ночь с 21 на 22 февраля 2009 года в пригороде Симферополя, селе Мирном, бойцы «Беркута» штурмовали дом Мустафы Хаирова, где, по оперативной информации, засел вооруженный террорист с заложницей (см. «КП» за 24 февраля 2009 года и на сайте kp.ua). Прежде чем ворваться в дом, бойцы бросили в окна светошумовые гранаты. Взрывом одной из них хозяину оторвало кисть руки, а его сын получил черепно-мозговую травму. Преступника в доме не оказалось. Его задержали чуть позже и совсем в другом месте.
Дело тянулось почти год. Суд долго не мог выяснить, кто же из правоохранителей отдал приказ о штурме и почему информацию о местонахождении преступника никто не проверил. Ведь граждане, которые сигнализировали участковому и указали на дом, где скрывается террорист, видели подозреваемого только со спины! А главными приметами была «схожесть по росту и телосложению».
Наконец крайних в длинной цепочке причастных нашли - майора милиции Максима Пищика (тогда был и.о. начальника милиции общественной безопасности Симферопольского РО ГУМВД) и подполковника Василия Ваулина (командир подразделения «Беркута»), которые в тот день командовали штурмом дома, признали виновными. Их приговорили к пяти годам лишения свободы без права занимать руководящие должности в органах МВД на три года. И в связи со смягчающими обстоятельствами - у обоих прекрасная репутация, несовершеннолетние дети - освободили, установив испытательный срок три года.
- Правоохранители вообще не имели права штурмовать здание и применять оружие, - отметил судья, - так как не была объявлена операция «Гром».
А из заявленных семьей Хаировых сумм возмещения морального вреда - 10 миллионов Мустафе, 300 тысяч гривен его жене и по 100 тысяч сыну и дочери - суд ограничился меньшими денежными компенсациями: Мустафе - 50 тысяч гривен, жене и сыну - по 10 тысяч, дочери - 5 тысяч.
КСТАТИ
Приговором недовольны обе стороны
- В двух комнатах, где взорвались гранаты, нам сделали ремонт, а больше - никакой помощи, лечились за свой счет, - говорит Урие, жена Мустафы Хаирова. - Мы будем обжаловать решение.
- Отец сказал, что откажется от возмещения, если ему вернут руку, - говорит сын Эйваз. - Пятьдесят тысяч - смешные деньги. На них не то что протез не сделать, даже в больнице не полечиться. Надо ехать в Израиль, делать хороший механический протез, который бы работал. Такой стоит 7-8 тысяч евро. Сделайте хотя бы протез и помогите жить дальше.
Обвиняемые тоже собираются обжаловать решение суда. По словам адвоката командира «Беркута» Людмилы Борецкой, «единственная причина случившегося - непрофессиональные действия работников райотдела, в чьи обязанности входит проверка оперативной информации. Но никак не в обязанности «Беркута».