Африканец из Конго стал казаком

41-летний Ситу Тибюрс так проникся украинской историей, что решил податься в патриоты. - Ох и больно бил меня нагайкой по спине пан полковник! - на ломаном русском говорит темнокожий конголезец Ситу Тибюрс. - А потом в прорубь загнал крещенскую. Натерпелся я. Зато теперь казак настоящий.

Обряд посвящения Ситу в казаки проводили в храме Святого Пантелеймона в Хмельницком.

- Ох и больно бил меня нагайкой по спине пан полковник! - на ломаном русском говорит темнокожий конголезец Ситу Тибюрс. - А потом в прорубь загнал крещенскую. Натерпелся я. Зато теперь казак настоящий.

Эмоционально размахивая руками, успешный бизнесмен из Хмельницкого (конголезец основал центр по изучению французского языка для детей и взрослых) описывает событие, которое стало поворотным моментом в его жизни. На праздник Крещения, 19 января, в провинциальном городе с богатой историей по всем обычаям его посвятили в казаки. Теперь в общественной организации «Украинское казачество» появился советник атамана по международным вопросам. Его коллеги даже прозвище темнокожему казаку придумали - Министр казаческих иностранных дел.

Ситу Тибюрс в Хмельницком  - знаменитость. Пять лет назад во время «майданных волнений» он так вдохновился общим духом города, что вызвался носить украинский флаг по местной площади, жил в палаточном городке и ел со всеми полевую кашу.

- Представляете, как на это люди со стороны смотрели? - смеется есаул Украинского казачества (в миру - глава местного общества автоперевозчиков) Юрий Басистый. - А потом привыкли и даже одобрили. Вот тогда у него, наверное, зажегся внутри патриотический огонек, да так и не погас.

Чтобы полюбить Украину, время у Ситу было: из нефтяной столицы Конго Порт-Нуара в Киев он приехал в 1990 году, потом поступил в Винницкий университет на инженерный факультет.

- На родине я учился неплохо, - говорит Ситу. - У нас было много советских преподавателей, которые посоветовали мне получить образование в Украине.

На родину Сит больше не приезжал: в Конго началась гражданская война, в которой погибли его отец и две сестры. После Винницы Ситу перебрался в Хмельницкий. А вскоре встретил свою судьбу - светловолосую девушку Таню, которая работала продавцом. Через несколько лет влюбленные поженились, а теперь воспитывают смуглого сынишку Кристиана.

- Сейчас сын учится во втором классе, - говорит Ситу. - Знаю, что порой ему приходится отбиваться от колких высказываний одногодок, которые удивляются цвету его кожи. Хотя Хмельницкий - не Киев: в небольшом областном городе люди добрее.

На вопрос, покажет ли сыну его родину, Ситу романтично смотрит вдаль…

- Хотелось бы. Но Конго - это вечная война, а Украина - это вечный бардак. К войне привыкнуть нельзя, к бардаку - проще. Я уже приспособился, даже взятки, где надо, даю.

После посвящения в казаки Ситу окунулся в прорубь.

В казаки Ситу попал, можно сказать, по блату. Давние знакомые минувшим летом взяли конголезца на празднование 360-летия битвы войск Богдана Хмельницкого с поляками под Пилявцами. От масштабов гуляния темнокожий гость был в восторге.

- Это было незабываемо! - рассказывает Ситу. - Красивый курган, курени, танцы, обряды. А в какой форме были высшие чины казачества! Я тогда решил, что тоже хочу в казаки. Но боялся, что не возьмут. Уж больно я не такой, как все.

Опасения Ситу были не напрасны. По уставу нынешнего украинского казачества стать казаком он мог безоговорочно: статус беженца есть (для казаков это равноценно украинскому гражданству), он христианин. Но как только в городе прослышали о возможном темнокожем пополнении - радикальные казаки забили тревогу.

- Что тут началось! - вспоминает Юрий Басистый. - Некоторые члены организации (их имена называть не хочу) поставили ультиматум - или он, или мы. Тем не менее мы отправили запрос в центральное управление Украинского реестрового казачества в Киеве и вскоре получили ответ - «принимайте!».

Обряд посвящения проводили в храме Святого Пантелеймона в Хмельницком.

Вся процедура заняла не более часа: Ситу прочитал присягу на верность казачеству, а потом, как и полагается, получил нагайкой по спине от полковника.

- Я до последнего момента боялся, что кто-то выступит против этого решения, - продолжает Юрий Басистый. - Но, к счастью, до провокаций дело не дошло. Из рядов казачества тоже никто не вышел. Теперь ждем собрания большой казацкой Рады: к тому времени Ситу форму пошьют и всем представят.

Работы у новоиспеченного казака впереди горы: ему как знатоку французского предстоит налаживать связи с казачьими организациями в украинских диаспорах Франции и Канады. Но Ситу к работе готов. Авось атаманом когда-нибудь станет.

КОММЕНТАРИЙ ИСТОРИКА

Доктор исторических наук Тарас ЧУХЛИБ:

- Я изучил много казаческих реестров. Конечно, цвет кожи вновь прибывшего воина там не указывали. Но отличить их от остальных можно по фамилиям. В те времена темнокожих людей называли муринами. В реестре есть казаки по фамилии Мурин и Муриненко. Вполне возможно, что они были темнокожими. Из всех казаков на Сечи украинцев было 80 процентов, остальные - московиты, литовцы, шведы, итальянцы, арабы, то есть те, которых казаки освобождали с турецких галер. Так почему бы и не принять сегодня в ряды казаков африканца?