Поезд в огне

В Черновицкой области взорвался баллон с газом в вагоне пассажирского состава.

Тревожная новость всколыхнула Украину в воскресенье: в поезде №628 Черновцы - Киев прогремел взрыв (см. «КП» от 25 и 26 января). Самые первые сведения были довольно скудными: что-то рвануло в третьем вагоне состава, поезд остановили, есть пострадавшие. В памяти всплыла недавняя катастрофа с российским поездом «Невский экспресс», и поэтому спектр предположений о причинах ЧП был довольно широк…

Эксперты выяснили, что взорвался 3-килограммовый газовый баллон. Официальное подтверждение этому обнародовала СБУ уже 25 января, на следующее утро после взрыва, когда злосчастный поезд прибыл в столицу.

Выяснилось, что в тот день вагон обслуживала супружеская пара проводников - Петр и Галина Войчуки. Петр взял баллон со сжиженным газом, чтобы после смены разогреть машину. По каким-то причинам (скорее всего, из-за большой разницы температур на улице и в вагоне) баллон начал «травить». Петр почувствовал запах и хотел вынести его в тамбур, чтобы выбросить из поезда, но не успел. В вагоне раздался взрыв, когда мужчина был на полпути к тамбуру.

Супруги-проводники получили ожоги лиц и рук. В общей сложности от взрыва пострадали девять человек. Некоторые из них самостоятельно добирались после взрыва до больниц на попутках. Но большинство пострадавших забрали приехавшие кареты «скорой». К счастью, травмы у многих были незначительными, и почти всех людей отпустили из больницы на следующий день. Состояние проводников третьего вагона врачи оценивают как средней тяжести.

Взрывная волна выбила стекла в третьем вагоне. Остальные пришли в Киев невредимыми.

- Еще рано говорить о выписке больных, - рассказывает лечащий врач Мирослав Малейкий. - К ним приезжают родственники из Ивано-Франковской области - сестры, брат с племянниками. Поддерживают. Думаю, что об улучшении их состояния мы сможем сказать не раньше чем через полторы-две недели. 

Кроме родственников каждый день в палату к обгоревшим проводникам приходят другие посетители. Но без витаминов и подбадривающих слов. Это следователи областной транспортной прокуратуры.

- Все люди, которые имеют отношение к этому делу, уже опрошены, - сообщил пресс-секретарь Черновицкой областной прокуратуры Александр Лебедь. - И поэтому я не думаю, что следствие будет вестись долго. К уголовной ответственности привлечен только проводник-мужчина. Он баллон принес, из-за него пострадали люди, он и будет отвечать за то, что нарушил правила.

Но сначала его должны вылечить. После больницы несколько недель пробудет дома, поправит здоровье. Никто больного человека в камеру изолятора сажать не будет…

Если вина подозреваемого будет доказана, он может попасть за решетку на срок от 2 до 7 лет.  

ВОПРОС РЕБРОМ

Мог ли баллон разорвать вагон?

Эксперт Государственного научно-исследовательского экспертно-криминалистического центра Александр Л. (просил не называть фамилию):

- Взрывается ведь не сам газ, а воздушно-газовая смесь, находящаяся в помещении. И если баллон начал «травить» еще в купе проводников, то трех килограммов газа вполне хватает, чтобы произошел объемный взрыв и в вагоне повылетали окна и перегородки. А вот если бы этим газом заполнились пара-тройка купе, то разрушения были бы в разы меньше.

Специалист по взрывам, доктор технических наук Владимир Захматов:

- Сила взрыва газа определяется объемом помещения, где он происходит. Объем купе проводников, которое мог заполнить газ, слишком мал для того, чтобы последовали такие разрушения. По моим расчетам, давление газа в купе могло составлять 0,1-0,2 атмосферы, а при таком давлении вероятность разрушения обычного оконного стекла составляет 1-2%. Да, такой взрыв может повредить барабанные перепонки, но чтобы выбить прочное окно в купе…