Как харьковчане Антарктиду осваивали

28 января исполняется 190 лет со дня официального открытия южного континента. Мало кому из наших земляков доводилось побывать там, но Андрею Утевскому, морскому биологу, заведующему кафедрой зоологии и биологии ХНУ, повезло: в 2004 году он зимовал в Антарктиде.

Вода - на вес золота

 

Зимовка - это 14 месяцев колоссальных впечатлений, маленьких и больших открытий, целебного воздуха и опасных встреч.


- Это было шесть лет назад, но мои воспоминания свежи настолько, что Антарктида мне даже снится, - начинает свой рассказ Андрей Утевский. - Путь туда лежит через Чили, Аргентину и Огненную Землю. Помню, что мы подошли к берегу континента в хорошую погоду. Из пролива принесло айсберг, и он стал биться в борт теплохода.

Украинская антарктическая станция «Академик Вернадский» в западной части континента когда-то принадлежала Великобритании. Ее отдали Украине, потому что англичане построили себе другую - новую и современную. А у нашей страны после развала Союза на Южном полюсе не осталось ни одного пристанища (все станции отошли России), несмотря на то, что именно харьковские заводы и институты создавали первые вездеходы для полюса, проектировали температуростойкие сплавы, специальное незамерзающее топливо...


Возле станции возвышается шест с указателями на разные города мира. Указатель на Харьков повесил там именно Утевский. Тогда же ученый измерил расстояние от станции до Харьковского национального университета - получилось около 15 тысяч 250 км.

- Станция «Академик Вернадский» не очень большая, рассчитана на 24 человека, - рассказывает Андрей Юрьевич. - Люди там живут в кубриках по четыре человека, спят на двухъярусных кроватях. Деревянные настилы проложены от домика к домику, оступившись, рискуешь по голову провалиться в сугроб. А вообще передвигаться можно или на лыжах, или на снегоступах. Использовать собачьи упряжки в Антарктике запрещено с 1991 года.


Конечно, жизнь на станции лишена многих благ цивилизации.

- О ванне приходится забыть, потому что вода на Южном полюсе - на вес золота, - рассказывает Утевский. - Ее добывают при помощи опреснительной установки, а это очень дорого. В нашу зимовку с нами был механик, энтузиаст и уникальная личность, так вот он создал плавильный механизм - он вставляется в ледник и работает на электроэнергии. А техническую воду полярники добывают, просто растапливая снег.

Но в одном зимовщики твердо уверены: голодать им в Антарктиде не придется. Главная задача здесь у всех - работа, а работать на голодный желудок сложно.

 

Осторожно, леопард!

 

Температура поверхностных вод в Антарктиде достигает минус 2 градусов. Поэтому долго в ней даже в зимнем костюме не продержишься. Максимум, который позволен человеку, - 40 - 50 минут, дальше - это уже неоправданный фанатизм.

- Когда выходишь из такой воды, испытываешь непередаваемое ощущение полета, - продолжает свой рассказ Утевский. - Максимальные температуры на суше - -70, - -60, но это в центральной части материка, у нас, конечно, было потеплее.

Адреналин выделяется у человека и при виде обитателей континента - все они огромные, хотя и безобидные. Из настоящих хищников только два - касатка, которая плавает по всему океану, и морской леопард - крупный тюлень до 600 кг весом, как его называют зимовщики, «живая торпеда».

- Если смотреть спереди, леопард похож на тираннозавра, - говорит ученый. - Они нападают на все - рыбу, мелких тюленей, птиц. Днем животное мигрирует вдоль берегов, а ближе к сумеркам начинает охотиться. Человека они зачастую не рассматривают как пищевой объект, но могут и напасть, если быть неосторожным. Таким образом они охраняют свою акваторию.

Сам Утевский не раз встречался с пиратом антарктических морей. Один раз тот чуть не напал на него со спины.

- Первая встреча с леопардом произошла во время моего второго погружения, - говорит Утевский. - Я уже подплывал к причалу, собирался выходить, стоял по пояс в воде. Был отлив, и трап находился высоко. А тут хищник ко мне подплывает со спины и начинает клацать челюстями, что на его языке означает угрозу. Меня спасло то, что коллеги в него с причала начали бросать камни, и он уплыл.

Летальных исходов с участием леопарда, по словам Утевского, известно всего несколько. Один из них произошел с девушкой.

- Леопард напал на 28-летнюю женщину, морского биолога, - говорит ученый. - Но погибла она не от его зубов - животное просто порвало ей костюм, и девушка, скорее всего, умерла от остановки сердца, вызванной холодовым шоком.

Самый же безобидный из всех обитателей Антарктиды - тюлень Уэдделла. Тоже достаточно крупный, но флегматичный рыбоядный. Если аккуратно подойти, то его можно даже погладить.

 

Женщин на «Академике Вернадском» нет

 

Отдыхают полярники в основном в разговорах за столом. На станции, по рассказам Утевского, была традиция общих субботних ужинов. Все выходили к столу в костюмах и галстуках, и только в этот день разрешалось небольшое количество спиртного.

А вот женщин здесь нет: из соображений здорового психологического климата маленькие экспедиции принято формировать из людей одного пола. Большие - пожалуйста,  например, на американской станции «Палмер», которая находится по соседству с украинской, могут разместиться 30 - 50 человек, и женщины там имеют такие же права, как и мужчины. Самая большая американская станция вообще рассчитана на 1500 человек - это уже целый город.

- Из других развлечений - кино, - рассказывает Утевский. - Мы привезли с собой на дисках около 120 фильмов. А радио там почти не пробивается, только иногда Би-би-си. Хотя вообще-то на зимовку подбирают энтузиастов, для которых отдых - это работа. Поэтому большую часть времени все там работают. Для меня вообще все происходящее чем-то напоминало коммунизм: нет никаких других забот, кроме работы.

 

В тему

 

Миражи в воздухе

 

Что поражает в Антарктиде, так это природа! Без очков выходить на улицу здесь нельзя - ослепнешь. Особенно летом, когда блестит снег, светит солнце, синеет водная гладь. Можно раздеваться и загорать, при этом антарктический загар держится очень долго.

- Ясная погода стоит приблизительно три месяца, - вспоминает Утевский. - Периодически появляются миражи на горизонте: к примеру, вдруг видишь айсберг в воздухе. Через время этот айсберг переворачивается. Вокруг солнца образуется гало - светящийся ореол. На берега выходит масса животных - птицы, пингвины, котики. В полярный день люди практически не спят. А зима - суровая, сильные ветры до 60 узлов, что соответствует 120 км в час. Однажды я решил на себе их испытать, и меня сбило с ног, это при моей-то комплекции (Утевский весит около 120 кг - Авт.). Полярной ночью сумерки длятся всего пару часов - потом все опять темнеет.

 

Кстати

 

Был Утевский и на Северном полюсе. В августе этого года он с братом Сергеем, тоже морским биологом, ездил с экспедицией на Шпицберген (архипелаг в Северном Ледовитом океане).

- Если в Антарктике я спал рядом с местными обитателями прямо в снегу, то в Арктике без оружия выходить из дома запрещено - за это может оштрафовать полиция. Это международный заповедник, и медведи там свободно шастают. А стрелять можно только в самом крайнем случае: если убьешь медведя, создается комиссия, она расследует обстоятельства выстрела, и в любом случае нарушителя депортируют с острова.

Фото из личного архива Андрея УТЕВСКОГО.