У въезда на аэродром, где размещаются палаточные городки спасателей со всего мира, собрались около двух тысяч гаитянцев. Наконец терпение народа лопнуло, и на наших глазах люди ринулись штурмовать ворота. Ооновские «голубые каски», обороняясь, стали стрелять прямо в толпу гранатами со слезоточивым газом. В какой-то момент на линии огня оказался и корреспондент «КП», однако, увидев белое лицо, ооновский миротворец чуть приподнял свое оружие, и граната разорвалась над головами журналистов, обильно распылив жгущий горло и глаза газ.
Из ворот базы выезжает колонна американских спасателей - почему-то с уругвайской охраной. Накануне мы попросили у штатников разрешения поснимать их операции. Однако в их машинах мест для россиян не нашлось. Заскакиваем на небольшой мотоцикл и догоняем колонну американцев уже в центре города. Джипы заезжают в абсолютно не поврежденное стихией место. В отличие от российских спасателей у американцев не принято сразу ехать в район проведения операции. Сидя под навесом, они рассматривают карту.
- Сначала мы отправляем в район, где могут быть выжившие, разведку, - поясняет мне спасатель Гленн Барнет из Вирджинского отряда. - Если она получает подтверждение, то из передового лагеря выезжают люди с тяжелой техникой.
- Кого-то спасли?
- Четверых вытащили. Уверен, под завалами еще есть живые.
Через час первая группа наконец выходит, прихватывая с собой двух симпатичных девушек-кинологов с не менее симпатичными барбосами. «Не наступай в воду, - советует мне спец из Нью-Йоркского спасательного отряда с фамилией Андерсен на груди. - Она кишит всякой, мать ее, заразой».
- Сюда, мистер! - указывает американцам местный житель на полуразрушенное здание школы. Несколько этажей его сложились, однако каркас устоял. Из-под бетонной плиты на уровне второго этажа торчит чья-то рука со сведенными в предсмертной судороге пальцами. За ней - еще одна рука и расплющенное многотонной конструкцией тело.
Российские спасатели, получив сигнал от местных жителей, обычно сначала обследуют здание собаками, после чего лезут внутрь. Американцы же деловито осматриваются.
- О'кей, ребята, - командует своим подчиненным их начальник. - Уйдите в тень, попейте воды, остыньте.
|
В это время один из спасателей ставит на пол сверхчувствительный микрофон. Еще один опускает прибор-штангу в дыры в бетоне. На одном конце штанги - камера, на другом - экран, на котором видно, что находится под руинами. Однако никаких движений она не засекает. Спасатели сворачиваются и рисуют на стене круг, в котором пишут: живых - 0, погибших - 20.
- Это по словам местных, - поясняет мне Гленн Барнет последнюю цифру.
На базу мы возвращались абсолютно разрушенной улицей. В руинах копошились спасатели из Кореи, Испании, Мексики. На месте каждого раскопа галдели гаитяне, мешая специалистам прислушиваться к исходящим из-под бетона звукам. А вот и знакомая синяя форма с надписью «МЧС России». Один из россиян как раз вылезал из-под бетонной плиты, другой сменял его, погружаясь под железобетонное месиво.
- Есть там живые? - спрашиваем ребят.
- Похоже, - отвечают те.
- Сумасшедшие русские, - ухмыльнулись американцы.
Через некоторое время наши спасут из-под этих завалов двух женщин. Хотя на единственной уцелевшей стене в этой груде обломков значился американский знак - живых не обнаружено.
ВОПРОС - РЕБРОМ
Будет ли на острове военная база США
Как известно, США приняли решение направить на Гаити 5 тыс. своих морских пехотинцев для «помощи населению и поддержания порядка».
Такой с виду благородный поворот дела уже насторожил даже партнеров США по НАТО. В частности, французов. Они высказывают опасения: мол, под этим соусом США могут окопаться на Гаити, открыв там военную базу. Возможно ли это? С таким вопросом мы обратились к президенту Академии геополитических проблем генерал-полковнику Леониду Ивашову.
Вот что он сказал:
- Гаити уже много лет сильно зависит от США. Хотя как территория эта республика не представляла вроде для Вашингтона особого стратегического интереса. Но в последние годы в этом регионе военно-политическая ситуация заметно меняется. Группа стран, таких как Боливия, Венесуэла, Никарагуа, взяли курс на независимую от США политику. Плюс, безусловно, Куба, давно вставшая на этот путь. Формируется своего рода «антиамериканское» пространство в Южной Америке. Что, безусловно, не может не беспокоить Белый дом и Пентагон. Им нужен еще один плацдарм для сопротивления этому процессу или хотя бы его торможения. Таким плацдармом и может оказаться Гаити. Сейчас пока трудно сказать, будет ли там военная база США или же крупный центр спецслужб, но такой вариант нельзя исключать.
Нас тоже трясло, но баррикады из мертвых мы не строили!
Землетрясение на Гаити стало страшным доказательством того, что количество жертв зависит не от силы толчка, а от социальных условий.
|
Три вещи бросаются в глаза. Первое - это поведение властей. Местный гарант Преваль до сих пор не знает, сколько у него трупов - 50 или 500 тысяч, а глава МВД заявляет, что точное их количество никогда не станет известно. Э! Когда в 2006-м гарант Преваль отменил выборы, он точно знал, что голоса у него посчитаны неправильно. Когда избиратели были живые, он точно знал, сколько их. Стали мертвые - не знает.
Второе: отсутствие на фотографиях гигантских трещин в земле - важного признака катастрофических землетрясений. Оно и понятно: магнитуда в 7 баллов отвечает нижней границе разрушительных землетрясений, охватывающих большие территории. Это не та ситуация, когда в разверзшуюся пропасть падает небоскреб и сделать ничего нельзя. Это ровно то, зачем строят сейсмостойкие здания.
На Гаити бетонные трущобы рассыпались в пыль; но вот посмотрите на фотографии президентского дворца. Он тоже явно выстроен без учета сейсмики, в центре - пустая колоннада, над которой располагались второй этаж и тяжелая башня. И вот колоннада рухнула вся, а в остальных местах первый этаж устоял. Если бы в Порт-о-Пренсе строили не трущобы, а дома, жертв было б на порядок меньше.
Это очень важный симптом окончательного социального распада.
За последние четверть века на территории бывшего СССР произошло два землетрясения, очень похожих на гаитянское. Это Нефтегорск в 1995 году (7,5 по Рихтеру) и Спитак (7,2 по Рихтеру) в 1988-м. Несмотря на то что масштаб разрушений и там и там был прямым следствием совкового легкомыслия и недостаточной сейсмостойкости зданий, ни в Спитаке, ни в Нефтегорске никто баррикад из трупов не строил…
Землетрясение магнитудой 7 по Рихтеру - это очень серьезно, но это не конец света. Сильнейшее из зарегистрированных в мире землетрясений случилось в Чили в 1960-м. Его магнитуда была 9,5. Анды меняли рельеф. Вниз улетали сотни миллионов тонн горных пород. Были дотла разрушены старинные колониальные города - Консепсьон, Вальдивия. Знаете, сколько погибло? 10 тысяч человек. И это в Чили - не самой благополучной на тот момент стране мира.
В 1985 году в сверхнаселенном Мехико было землетрясение магнитудой 8,2 по Рихтеру. Погибли 7,5 тысячи человек. Мехико - это опять же не Лос-Анджелес. Но это и не Порт-о-Пренс…
|
Гаити - это самая нищая страна в Западном полушарии. Это первая страна, в которой началась эпидемия СПИДа. В Гаити самый высокий в Западном полушарии уровень детской смертности и недоедания: это при благодатнейшем климате…
Стихийных катастроф в мире больше не существует. Мы живем в социуме, а не в природе, и состояние социума на порядок уменьшает или на порядок увеличивает последствия буйства стихии. В «Хромой лошади» люди сгорели не от стихии...
У нас тоже есть сейсмоопасные регионы. Гаитянских лачуг там нет, но вот получить разрешение на 5-этажное здание и построить 12-этажное - это как раз плюнуть. Не дай бог, тряхнет.
Перепечатано с согласия автора с сайта ej.ru
Битва богов: Страну сгубил культ вуду?
Почти полвека деструктивный сатанинский культ был официальной религией целого государства. Добром это не кончилось. На пятый день после землетрясения на Гаити мировое сообщество развело руками.
Что делать с разрушенным квазигосударством - пока не знает никто. Правда, Соединенные Штаты, видно, по привычке, высадились в Порт-о-Пренсе в качестве «гуманитарных интервентов». Когда-то американцы целых девятнадцать лет пытались принести в республику демократию и цивилизацию, но не преуспели в этом начинании.
Впоследствии их визиты на Гаити стали более кратковременными и бессмысленными. А до американцев были испанцы-конкистадоры и французы. Обычная история для этих широт, описанная, например, у Маркеса. К сороковым годам прошлого века на остров должны были прийти первые транснациональные компании - аграрные и добывающие.
Во время Второй мировой Республика Гаити слегка бы разбогатела на поставках воюющим странам, обзавелась кое-какой промышленностью, слоем аристократии и образованных людей. Но страны, входящей даже в категорию «третьих», из Гаити почему-то не получилось. Вообще ничего не получилось.
Причины полной социальной катастрофы и государственной несостоятельности почти невозможно объяснить рационально, с позиций материализма. И лишнее тому подтверждение - соседняя католическая Доминиканская Республика, которая делит с Гаити один и тот же остров. Только у соседей есть свое метро в столице Санто-Доминго, грамотность 89%, годовой ВВП на душу 8500 долларов и туристический рай.
|
А у Гаити единственным экспортным товаром оказался культ вуду - мистический и кровавый. Родившийся в неведомые времена в Центральной Африке вудуизм непостижимым образом обладает всеми обрядовыми элементами знакомого нам западного сатанизма. И это наводит на мрачные мысли о вечных и вездесущих повелителях мрака.
По странному совпадению культ вуду в последние десятилетия живописал и широко распространял мировой кинематограф: режиссер-халтурщик Ромеро или гениальный Алан Паркер, снявший слегка сатанинский фильм «Сердце ангела» с Микки Рурком в главной роли. Вудуизмом интересовался Мик Джаггер, приезжавший в свое время на Гаити в «творческую командировку».
Вудуизм рекламировали группа The Prodigy и покойный Майкл Джексон. «Приличный» американский рэпер с Восточного побережья просто обязан быть вудуистом. Более того, сейчас любой ребенок детсадовского или младшего школьного возраста без запинки растолкует, кто такие зомби. И расскажет. И если надо - покажет.
За скромное вознаграждение наша доморощенная вуду-колдунья проткнет восковой образ вашего врага вязальной спицей. Тайное знание деталей деструктивного культа в современном мире - обыденность, и это очень странно и страшно.
Если совсем уйти от материального, то, возможно, на примере Республики Гаити нам всем показали ветхозаветную притчу о Содоме и Гоморре, но в современной трактовке.
В определенной географической локации жили несколько миллионов людей, которые в повседневной жизни общались с некими силами… с которыми в остальном мире общаться как-то не принято. Мягко говоря.
Три века назад на Гаити с этим как-то боролись, но безуспешно. В период колонизации культ вуду умело маскировался под христианство - Дева Мария звалась Эрзили Дантор, богиней плодородия, а святой Петр, например, стал Папа Легба.
Все христианские миссии бежали с острова неприлично рано - еще в 1791 году, во время первого восстания, которое, что характерно, поднял жрец вуду по имени Букман. С трудом, только в 1860 году, Ватикану позволили организовать на Гаити католическую миссию, которая, как выяснилось позже, ничего изменить не смогла.
Потому что через сто лет культ вуду стал в республике официальной религией. В этот момент и произошел никем не изученный и не понятый пока цивилизационный и духовный разлом. Правил на Гаити в те годы Франсуа Дювалье, Папа Док, он же Барон Суббота - олицетворение смерти в пантеоне вуду-богов.
Помогала ему править личная гвардия - тонтон-макуты, являвшиеся зомби, по версии тамошней официальной государственной пропаганды. Все приличные, верующие и образованные люди к тому времени из республики сбежали - к соседям-христианам в Доминиканскую Республику.
|
Где, кстати, гаитянцев не очень-то и привечают, считая колдунами-сатанистами, и, положа руку на сердце, есть за что. Те же гаитяне, кто не успел бежать, были убиты гвардией Барона Субботы с помощью мачете. После тонтон-макутов (слово это попало во все языки) в 2004 году в республике появилась «Армия каннибалов», ополчение очередного президента. В редких интервью каннибалоармейцы сообщали журналистам: да, людей едим, но строго в ритуально-магических целях.
Некоторые толерантные западные журналисты даже умилялись таким экзотическим национально-культурным особенностям. Вот только Богу смотреть на это было тошно, и он разгневался. Странно, но Порт-о-Пренс и Санто-Доминго оказались на одинаковом удалении от эпицентра землетрясения. Но в Санто-Доминго лишь выплеснуло воду из бассейнов, а то, что произошло в Порт-о-Пренсе, иначе как избиением грешников и не назвать.
Кстати, для размышления: в мире есть, точнее, был второй по значимости духовный центр культа вуду - Новый Орлеан. Несколько лет назад там случилось небывалое наводнение. Говорят, от этого города тоже мало что осталось…
Фоторепортаж нашего корреспондента с места трагедии: