А точнее, не тело, а его фрагменты... Он погиб прямо в кабине...
Место катастрофы (в 20 км севернее Комсомольска-на-Амуре) усеяно большими и мелкими обломками истребителя. Как уже сообщала КП, найдены также средства объективного контроля ("черные ящики"), они отправлены для исследования экспертами.
Прибывшая в Комсомольск комиссия Министерства обороны ведет расследование. Ей придется искать ответы на многие вопросы, - начиная от того, как были организованы ночные полеты в части, и достаточно ли глубоко прошел предполетный медосмотр полковник Соболев, и заканчивая состоянием поисково-спасательной службы.
Напомню, что отметка самолета Соболева пропала на экранах радаров в минувший четверг в 9-27 по московскому времени (следовательно, в Комсомольске была глубокая ночь). Чем была вызвана необходимость отрабатывать сложные упражнения ночью? Планом боевой подготовки, который предусматривает и такие полеты.
Почему я заговорил о качестве медосмотра пилота перед вылетом? Да потому, что одна из версий - потеря сознания. Соболев не успел передать на землю сигнал беды. Что и позволило спецам сделать вывод: кризис случился мгновенно... Но тогда возникает другой вопрос: а врач, который осматривал (должен был осматривать) полковника перед вылетом, что-нибудь заметил? Скажем, с давлением.
Судя по тому, что самолет рухнул на третьей минуте полета, можно сказать, на разгоне машины при наборе высоты, в этот период пилот испытал серьезные нагрузки. Тут могло и случиться...
Но это, повторяю, одна из версий.
Но не меньше вопросов вызывает и другое: почему и место падения машины, и тело пилота нашли только на третий день?
Поиски начались только утром в пятницу, когда рассвело. И тут оказалось (это рассказал один из офицеров части), что вертолет поисково-спасательной службы "не заводится". Мороз стоял в тот день под -40. Пришлось просить вертушку на авиазаводе (его машины базируются на том же аэродроме Дземги). Но опять странно: командование части знало полетное задание Соболева, курс его машины, примерную скорость истребителя при взлете, знало, что Су-27 исчез с радаров на третьей минуте. Что позволяло быстро вычислить район падения самолета. И, тем не менее, его нашли только на третий день...
Тут есть над чем задуматься сановитой комиссии Минобороны.
МНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ
А тем временем боевые российские пилоты, связисты, спасатели (и действующие, и отставные) обсуждают причины ЧП "вживую" и на блогах. Сегодня ночью на мой блог поступили вот такое сообщения:
"Похоже, было столкновение с землей при выполнении сложного пилотажа... Не прыгал (пилот-ВБ), поэтому "комар" (радиомаяк-ВБ) и не пищал... Нашли уже несколько часов назад...
Самолет проделал просеку в глухом лесу... От летчика только фрагменты одежды...Нет слов для сожалений. Основная версия - потеря сознания.
р.s. Его дочери сегодня исполнилось 18 лет"...
А вот - другие мнения специалистов, которые в немалой степени дают ответ на вопрос о том, почему же так долго искали и пилота, и машину:
"Возможные факторы, усложняющие поиск, - отсутствие сигнала от радиомаяка ("комара"), отсутствие дыма (если не было взрыва или пожара), сложные метеоусловия с плохой видимостью для поиска с воздуха, труднопроходимая местность для наземной поисково-спасательной команды. Но все равно, почти двое суток - сроки поиска для района аэродрома (как правило радиус 100 км.) конечно очень большие, учитывая то, что по скорости полета, курсу и времени от взлета до пропадания метки на локаторе , примерное место падения было известно. Считаю это логическим продолжением всего того, что сделали с армией за крайние 1,5 года.
Вспомните борт, погибший в Татарском проливе. Никакой инфы о причинах катастрофы. СМИ неделю поголосили - и тишина..."
"Я не специалист по поискам, но смею заметить, тайга вокруг Комсомольска, несколько лет горела с конца 90-х...Да а так, что в городе смог с мая по сентябрь стоял. Наверное, в горевшей тайге как-то попроще обнаружить место падения, если и маяк выключен. Видимо дореформировались до того , что искать некому и нечем, вот и тянут волынку"...
"Обратите внимание! Даже если батареи "Прибой-2" были бы полностью исправны, даже если бы летчик катапультировался, и сработал "Комар", со спутника его все равно не засекли бы. ЧАСТОТА НЕ ОБСЛУЖИВАЕТСЯ!!!!
Система САПСАТ создавалась именно для этого. По сути, кто-то (кто?) принял преступное решение об отключении отечественного диапазона частот ПСС. При этом, не подумав о замене аварийных маяков и радиостанций. При этом, не подумав о том, что наземные автоматические радиопеленгаторы и бортовое оборудование наших самолетов и вертолетов, предназначенное для ПСС, так же работает на частотах 121, 5 и 243 Мгц.
Впрочем, аварийные маяки на импортных бортах типа "Боингов" и "Эйрбасов" работатют как раз на частоте 406 Мгц. Так что тут все в порядке. А о военных летчиках? А на хрен они нужны нашей власти? Земля пухом"...
"Это называется преступной халатностью. Ответственны за нее те, кто принимал решение об отмене контроля частот 121,5 и 243 МГц без перевода армейских аварийно-спасательных средств на новую частоту (ИМХО - на самых высоких уровнях). С самолета найти летчика по маяку (тому же "Комару") сложнее, в силу небольшой дальности и ограниченного (из-за батареи) срока действия станции Р-855УМ. На больших пространствах вроде Крайнего Севера и без знания приблизительного места покидания (вынужденной посадки) приборами типа АРК-УД долго искать придется"...
"Абсолютно согласен. В принципе любой летчик может подавать в суд, знать бы, на кого. Однако в принципе можно подать в суд и на... государство. Хорошо будет звучать: " Рассматривается дело "Майор Петров против России"?
А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ…
Возбуждено уголовное дело по статье "О нарушении правил полетов или подготовки к ним". Странно, не правда ли? Еще ничего не известно, а "формулировочку" уже подкатили. Ничего странного, ответят мне юридические спецы: в ходе расследования уголовного дела формулировка может поменяться. Оно-то так, но как-то нелепо все это выглядит. Ведь получается, что заранее бросается тень на пилота, который, возможно, ни в чем не виноват...
А тем временем полеты истребителей Су-27 приостановлены до выяснения причин катастрофы.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЗГЛЯДОМ
Как ищут попавших в беду летчиков?
На этот и другие вопросы отвечает бывший командир отдельного батальона связи и радиотехнического обеспечения авиационного полка подполковник запаса Роман Стосорок:
- На аэродроме в случае аварийного покидания летчиком самолета и срабатывания аварийного маяка "Комар" на экране автоматического пеленгатора типа АРП-10, АРП-11 и им подобным автоматически отбивается пеленг (направление) на его место. Оператор пеленгатора обязан немедленно доложить об этом руководителю полетов. Так как данные пеленгаторы работают в метровом (100-150 Мгц) или дециметровом (220-399 Мгц) диапазонах, дальность приема сигнала "Комара", находящегося на земле, не превышает 15-20 км. В гористой местности меньше в 2-3 раза.
В воздухе (при подъеме вертолета или самолета ПСС - поисково-спасательной службы) обнаружение сигнала "Комара" происходит при приеме на ботовую радиостанцию типа Р-862, Р-863 (в наушниках слышен специфический писк), направление на маяк указывает автоматический радиокомпас типа АРК-2 и подобные ему. Дальность обнаружения аварийного маяка с воздуха в зависимости от высоты полета воздушного судна ПСС.
Например, на высоте 3000 метров - до 60 км. В горных условиях - несколько километров..
Аккумуляторные батареи "Прибой" для аварийных радиостанций в частях не менялись со средины 90-х. Срок службы батареи согласно технических условий - 12 лет. Данные уточнены у офицеров инженерно-авиационной службы ВВС.
Вывод: отключение спутников системы КОСПАС от обслуживания частот 121.5 и 243 Мгц 1 февраля 2009 года в настоящее время не позволяет обеспечить обнаружение экипажей воздушных судов ВВС РФ, терпящих бедствие, из космоса...