Наталья ВАРЛЕЙ, бывшая невестка актера Тихонова: «Я до сих пор не могу себе простить, что не позвонила Вячеславу Васильевичу»

12 января исполнилось 40 дней, как не стало великого артиста. Его близкие до сих пор жалеют, что многого не успели сказать ему при жизни, понять друг друга...

Родные люди

На гражданской панихиде в Доме кино, где проходило прощание с Вячеславом Васильевичем, не было его старшего внука Василия. Не пришла на панихиду и бывшая невестка Наталья Варлей - она простилась на кладбище и в храме Христа Спасителя, где отпевали Вячеслава Васильевича. Вторая невестка - Наталья Тихонова - вместе с сыном Владимиром хоть и были на панихиде в числе самых близких, все-таки выглядели скорее как бедные родственники, чем члены большой семьи. Действительно оба внука почти не общались со своим знаменитым дедом. Не общаются они и друг с другом. А между бывшими невестками, знаменитой актрисой Натальей Варлей и танцовщицей балета на льду Натальей Тихоновой, как будто бы черная кошка пробежала. Уже и не вспомнишь, кем и при каких обстоятельствах был брошен камень. Но круги от него до сих пор расходятся. Обе женщины любили одного мужчину - сына Вячеслава Тихонова и Нонны Мордюковой. Обе родили ему сыновей - Василия и Владимира. Но беда в том, что ни любовь, ни семейное счастье, ни дети не могли вылечить

Наталья Варлей

Владимира от страшной болезни - алкоголизма. Обе Натальи достаточно хлебнули горя, у обеих опустились руки в борьбе с пьянством мужа. И Володя оказался со своей бедой в одиночестве, помогать ему было поздно. Он умер в 40 лет от сердечной недостаточности. Преждевременная смерть единственного сына стала той катапультой, которая разрушила шаткое равновесие в семье Вячеслава Тихонова. История эта запутанная. Обиды и недоговоренности сплели в тугой узел противоречий отношения в семье великого актера.

Другая семья...

- Cлава богу, в последние годы у нас с Нонной Викторовной восстановились отношения, ходя до этого был сложный период, - рассказала нам Наталья Варлей. - Нонне Викторовне сказали обо мне такое, чего она в течение долгого времени не могла мне простить. Это была бессовестная клевета. И она, и Вячеслав Васильевич были великими артистами на экране, а в жизни - доверчивыми и простодушными, как дети, людьми. И только спустя годы Нонна Викторовна поняла, что говорили обо мне неправду. Отношения восстановились, но ей трудно было общаться с людьми, которые напоминали о трагедии сына. Нонну Викторовну я всю жизнь побаивалась. Гораздо легче с ней общалась моя мама.

- А с Вячеславом Васильевичем общались?

- К сожалению, ни я, ни мой сын Вася не общались с Вячеславом Васильевичем в последнее время. Я до сих пор не могу себе простить, что не позвонила Тихонову. Было неудобно ему звонить и спрашивать, как он себя чувствует, или напрашиваться в гости. Мне казалось, что я потревожу его покой. А после смерти Вячеслава Васильевича его дочь Аня мне сказала, что лучше бы я позвонила. Для него это было важно. Все-таки мы относились друг к другу с любовью и уважением. А слова любви надо говорить при жизни.

- Говорят, Тихонов был не очень эмоциональным, чутким человеком...

- Не каждому же рвать на себе рубаху. Если бы у него не было достаточно эмоций, неинтересно было бы смотреть на его крупные планы в кино, на его глаза, на которых подолгу останавливалась кинокамера. У моего сына Васи тоже сдержанный темперамент. В этом он очень похож на своего отца Владимира Тихонова, тот тоже был застегнутым на все пуговицы. Такие люди гораздо тяжелее переживают эмоции внутри себя, они очень ранимы.

- У меня сложилось впечатление, что Вячеслав Васильевич был одиноким человеком в последние годы...

- Это только впечатление. То, что он жил за городом на даче с любимой дочкой и нежно любимыми внуками, по-моему, это правильно. Он мудро поступал, что отказывался от проходных ролей в кино. Это его позиция, его выбор, за что его можно только уважать.

Режиссер Станислав Ростоцкий (слева) объясняет сверхзадачу образа двум Тихоновым - отцу и сыну.


- А почему он не стремился общаться со старшими внуками и сыном, когда тот был жив?

- Слава богу, у Вячеслава Васильевича в 42 года появилась семья, в которой родилась любимейшая дочка Аня. Когда родился мой Вася, Вячеслав Васильевич к нам приехал посмотреть на внука, привез кроватку, посидел за столом минут 40 и заторопился: «Мне надо Анечку купать». Новая семья, молодая жена, маленький ребенок. В этом было его счастье. Тем более стало уже понятно, что происходит с Володей. Помочь сыну он не мог и, по-моему, не очень стремился пускать его к себе в дом - это было просто опасно. Хотя очень переживал смерть сына. Я никого не осуждаю и с уважением отношусь к Вячеславу Васильевичу... Но все-таки дистанция в отношениях существовала. Может быть, наговоры, сплетни сказались, но так сложилась наша жизнь. Единственное, за что я себя корю, что не смогла переступить через свою щепетильность. Я знала, что Тихонов уже плохо себя чувствовал. И надо было лишний раз позвонить, сказать доброе слово.

Вячеслав Васильевич каждую свободную минуту старался проводить с дочерью Аней.

«Ничего не изменишь»

Тогда мы позвонили дочери артиста, чтобы узнать, какие чувства Вячеслав Васильевич испытывал на самом деле... В семье дочери у него появились еще двое внуков.

- Аня, говорят, что Вячеслав Васильевич переехал на дачу, добровольно выбрав жизнь отшельника...

- Наоборот, в последние годы он жил как в коммуне. Из-за моих пятилетних сыновей Славы и Гоши у нас дома - дым коромыслом. Когда родились мальчишки, я специально переехала к отцу на дачу на Николину Гору, чтобы он не унывал, не замыкался в одиночестве. В течение последних пяти лет мы почти не расставались, сыновья здесь ходят в детский сад. С одной стороны, шебутные маленькие внуки иногда его доставали, отец переживал, что они разнесут в клочья дачу, но, с другой стороны, он жил в полноценной семье, со своими радостями, проблемами, заботами.

- А почему со старшими внуками - детьми своего сына Владимира Тихонова - Василием и Володей почти не общался?

- Так получилось, что, когда родился внук Вася, у моего отца только что на свет появилась я. Мы с Васей почти ровесники (сын Владимира Тихонова и Натальи Варлей. - Ред.). В то время отец много снимался и в перерывах между съемками рвался к нам с мамой. На семью старшего сына у него не оставалось времени. И уже ничего не изменишь...

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Три встречи со знаменитым дедом

Мы позвонили другой невестке Вячеслава Тихонова - Наталье. Может быть, в другой семье отношения с внуком сложились иначе? Но и там похожая история.

- Встречи были эпизодическими, - рассказала нам Наталья. - Вовка родился, в это время Вячеслав Васильевич приехал со съемок из Германии, привез из-за границы огромный пакет красивых вещей для него. Потом встречались, когда Вовке исполнилось три годика. Еще раз - на Новый год в Доме кино. Потом были на премьере Ани Тихоновой в Доме кино, моему Вовке тогда было лет 13. Вячеслав Васильевич светился от счастья... Не мог нарадоваться на Анечку. А после смерти его сына наше общение прекратилось на долгие годы. Володя-внук увидел своего деда накануне его 80-летия. Моему сыну было тогда 26 лет...

Читайте: Последнее интервью Вячеслава Тихонова: «Ванга предсказала мне, что я уйду в декабре»