- Ручной лисовин?
- Нет, дикий…
Выяснилась такая история. В сенях дома Виталий оставил рюкзак с провиантом, в котором был кусок сыра. Сырный дух лисовина не только остановил, но заставил забрести в сени. Спугнутый, он стал вертеться около дома. Когда лесник убедился, что именно сыр пленил лисовина, он разложил лакомство небольшими кусочками так, что лисовин, преодолев страх, приблизился к человеку вплотную. А когда сыр кончился, зверь взялся обнюхивать валенок.
Вот такая история. Страсть к сыру замечена у лисиц не впервые. Мою фотографическую сумку ручная лиса однажды сильно погрызла. Я удивился: не кожу, дерматин грызла. Но вспомнил: в сумке был спрятан бутерброд с сыром. А знаменитая басня о лисе и вороне - опять же сыр!
Можно вспомнить немало историй, связанных с запахом и поведением разных животных. Собаку может обмануть зрение, и она, случается, лает и на хозяина, но стоит собаке прихватить его запах, она тут же завиляет хвостом. В детстве, помню, сестра, отправляясь доить козу, надевала мамину телогрейку - запаху животные доверяют больше, чем зрению. Мне приходилось близко сходиться в лесу с лосями, медведями, кабанами. Если ты замер и ветерок в твою сторону - животные затрудняются определить, что перед ними. Медведь обычно встает на задние лапы и принюхивается, кабан, лишенный этой возможности, старается занять позицию с подветренной стороны. Человеческий запах для очень многих животных является врожденным сигналом опасности. Медвежонок, никогда не видевший человека, почуяв его, в мгновение ока оказывается на дереве. Заботливая олениха отказывается принять своего малыша, побывавшего в руках человека, - материнские чувства блокирует новый запах.
Рождаясь, животные уже знают запахи многих опасностей. Собаки, почуяв волка, жмутся к хозяину. Коров запах волка заставляет занять круговую оборону. Лошади чутки к запаху дикого зверя. Во время путешествия по Кавказу мне досталась умная, но норовистая лошаденка Зима. В сухую погоду ей можно было довериться на самой опасной тропе. Но стоило воздуху отсыреть - пошел дождь или влезли в туман, - лошадь начинала храпеть и метаться. Лишь в середине нашего путешествия загадочное поведение Зимы объяснилось. К седлу у меня был приторочен топор, чехлом для которого служил кусок сыромятной кабаньей кожи. Выкинули чехол, и Зима успокоилась.
К враждебным для нее запахам чуткую лошадь приходится приучать. В Сибири, чтобы лошадь, почуяв медведя, панически не шарахалась, ее, стреножив, накрывают свежей медвежьей шкурой. Изрядно поволновавшись, лошадь к ненавистному запаху привыкает…
Запахи в жизни животных играют громадную роль… Друг - недруг, свой - чужой - это лишь простейшая запаховая информация. У насекомых она выполняет роль четких, простых и строгих команд. Пчелы, например, не пустят в улей соседку - у нее другой запах. Рой пойдет туда, где оказалась издающая запаховый приказ пчела-матка. Вся сложная жизнь улья регулируется запахами. То же самое происходит в муравейнике и у многих других насекомых.
У крупных животных запахи регулируют сложное поведение каждой особи. Тут мы тоже встречаем «приказы». Все семейство кошачьих (домашние коши, рыси, львы, тигры) теряет голову, почуяв запах валерьянки. Но чаще запах у крупных животных - «информация к размышлению», к анализу ситуации. Запах помогает обнаружить опасность, отыскать пищу и оценить ее качество, по запаху самец находит самку. Запах является «пропуском» в группу себе подобных. Зрительной информации тут недостаточно. Если бы пудель или левретка доверились только глазам, они никогда не признали бы в догах или овчарках представителей своего вида, но достаточно им обнюхать друг друга, и все становится на место - «мы одной крови, мы собаки».
Опознание друг друга по запаху - лишь первое слово в богатой информации, которой животные обмениваются друг с другом. Присмотритесь к бегущей рядом собаке. Около кустиков, стеблей, кочек, поднимая заднюю ногу, она оставляет метки. Зачем? Ну в первую очередь - показать всем остальным: я тут была, это моя территория, прошу с этим считаться. Для самой собаки это заметка: обследовано, ничего опасного нет! На меченой территории животному легче потом ориентироваться, легче найти, например, дорогу домой.
Но метки животных - это не только пограничные знаки и вешки для собственной ориентации. Животные одного вида по отметкам могут узнать, кто тут бежал, самец или самка, какой силы и возраста, был ли зверь сыт или голоден, был ли чем-то взволнован, давно ль пробежал, стоит ли с ним встречаться или лучше уйти восвояси. Так, возле какого-нибудь камушка или столбика животные, как на доске объявлений, узнают много важного и ведут себя в соответствии с полученной информацией.
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ животных, их способность выделять из тысячи запахов нужный поражают воображение. Считают, если в Ладожское озеро уронить каплю пахучего вещества, некоторые виды рыб это почувствуют. Самец бабочки непарного шелкопряда обнаруживает по запаху самку более чем за три километра. Самка морского котика, вернувшись из многодневного путешествия в океан, по запаху находит своего детеныша среди тысяч ему подобных.
Из хорошо знакомых нам животных рекордсменом по обонянию являются псовые, причем волки, замечено, уступают особо чутким породам собак.
Некоторые животные запахом защищаются. Землероек, кротов и выхухолей большинство хищников не трогает. Хорек, скунс, росомаха в момент опасности пускают в ход запахи такой силы и столь нетерпимые, что, однажды их испытав, никто уже со скунсом, например, связываться не захочет.
Способов оставить после себя запах у животных много. У крупных - это моча, кал и специальные железы. Пахучие железы находят почти у всех. У зайца их обнаружили на подбородке, у медведя - на лапах, у барсука - под хвостом, у оленя весь хвост - пахучая железа, у верблюда железа на затылке, у лося - на локтевых суставах, у слонов - по бокам головы. У сайгака пахучих желёзок на коже обнаружено более двадцати.
Животные обитают в сложном ароматическом мире. Запахи во многом определяют и регулируют их поведение. Но вот что интересно. Все животные с острым обонянием вообще любят запахи, ищут их, исследуют без видимой практической для себя пользы. И, как замечено, испытывают при этом явное удовольствие. Самые разные ароматы их привлекают: запах старого сала, надушенного платка, селедочной шкурки, крошек черного хлеба, керосина, тухлой рыбы, апельсиновых корок, валерианы, лука, чеснока, запах крови, дыма, сигаретных окурков, муравьиной кислоты - все немыслимо перечислить. И зверь не просто что-то понюхал и пошел себе мимо. Он начинает валяться на пахучем предмете. (Зоологи поведение это называют тергоровой реакцией. Она наблюдается у всех хищников - собак, медведей, лисиц, львов, барсов, тигров.) Зачем валялся? Сообщить другим «там есть еда»? Но множество привлекающих зверей запахов пищевой информации не несет. Однако звери стараются заполучить их на свое тело. Они испытывают явное удовольствие от их вдыхания. (Зоолог Г. Шубин рассказывал мне: ручные лоси в Печорском питомнике подходили к костру и явно наслаждались запахом табачного дыма.)
Напрашивается мысль: коль скоро запахи имеют такое большое значение в жизни животных, то не следует ли предположить, что они играют для них, кроме информационной, такую же роль, что и музыка для людей. Изначально звуки ведь тоже несли только информацию, но постепенно гармоничное их сочетание стало для нас удовольствием. Не является ли запах, который животное нанесло на свою шерсть, некоей долго звучащей «пахучей мелодией»?
Запахи в жизни животных занимают человека давно. Но интересовались этим главным образом скотоводы и звероловы. Охотники знают, какая приманка потянет зверя к ловушке. Известно, например, что волки приходят на запах крови и падали, селедочного рассола, зайца же привлекает петрушка, отвар малины, запах конской мочи. Лось обожает запах лука и чеснока. Куница, медведь и соболь теряют всякую осторожность при запахе меда. Лисицу, как видим, прельщает сыр. Умело пользуясь ароматами, опытный зверолов в два-три раза может увеличить свою добычу.
Последние годы запахами в жизни животных серьезно заинтересовались ученые. Разгадка «ароматных кодов» дает зоологам средства управлять поведением животных. Можно будет, например, заманивать в ловушки насекомых-вредителей, обходясь без нынешних ядов. Можно с помощью запахов собрать в одно место крупных животных, нужным образом регулировать их отношения в группе.