Как я дурила американцев, а наши обманули меня

Всем известно, что аферисты нынче встречаются на каждом шагу. К сожалению, никто из нас не застрахован от того, чтобы не попасться в их сети, коварно расставленные по всей стране. Вот и я, подобно многим наивным гражданам, не стала исключением.

Содержать такой call-центр в Украине гораздо дешевле, чем в США.

НАХОДКА ДЛЯ СТУДЕНТА

Беззаботное лето кончилось, и я, как и многие студенты, решила подыскать себе работу в свободное от учебы время. Однако, прошерстив интернет-ресурсы с предложениями о работе, впала в отчаяние. В подавляющем большинстве вакансий черным по белому значилось - студентам просьба не беспокоить. И вот - о чудо! - я наткнулась на объявление от некой компании с заманчивым названием «Привет-Центр» (название компании изменено. - Прим. ред.). Брали без опыта работы, трудиться надо во второй половине дня, а единственным требованием было знание английского языка. Да в придачу - официальное трудоустройство и полный социальный пакет. «Ура!» - наивно подумала я и принялась радостно тыкать в кнопки телефона. Вежливая девушка Вероника назначила мне дату собеседования на следующий же день.

Само собеседование оказалось легким. Нас всего лишь попросили рассказать о себе по-английски и поинтересовались предыдущими местами работы. Акцент некоторых соискателей так и кричал о том, что учили язык Шекспира они максимум 2 года и то в средней школе - я удивилась тому, что менеджер Мария не попрощалась с ними сразу же. Напротив, девушка была со всеми мила. Она объяснила нам, что работа заключается в том, что нужно будет звонить по вопросам страховки в Америку. Сразу показалось странным: зачем американцам сотрудничать с украинской телекоммуникационной компанией, предлагающей в качестве сотрудников неопытную молодежь, да еще с колоритным украинским акцентом?

- Просто директор нашей компании встретился с американскими партнерами в удачное время в удачном месте, - дала довольно размытое объяснение менеджер. И мы поверили - уж больно соблазнительными были условия работы.

ПЕРВЫЕ ШАГИ

В течение 2 дней нас экзаменовали, ставили в различные ситуации и вводили в курс. Механизм деятельности компании заключался в следующем: американцы заходят на сайт, предлагающий страховку, и заполняют форму о ее получении, а мы их обзваниваем и интересуемся деталями. На вопрос клиента, где мы находимся, нужно было неизменно отвечать - Лос-Анджелес, Калифорния. Видимо, украинские сотрудники и звонки в США дешевле, чем аналогичный офис за океаном. На все ругательства неуравновешенных американцев, кто на самом деле форму не заполнял и чей телефон был указан по ошибке, отвечать «сорри!», желательно при этом улыбаясь в микрофон.

Первая смена показалась мне интересной - с настоящими янки поговорить было увлекательно. Единственной ложкой дегтя стала информация о том, что первые три смены мы работаем бесплатно - мол, испытательный срок. Через три смены мне сообщили, что «по результатам записей моих звонков» меня берут на работу и на следующую смену можно приносить трудовую книжку.

Договор о трудоустройстве был составлен весьма хитро - в нем значилось, что первый месяц - испытательный и, соответственно, нам за него никто платить не должен, но сердобольное руководство «Привет-Центра» проявляет удивительную щедрость и выделяет нам 10 гривен в час. Я, как и прочие соискатели, решила не особо заморачиваться по этому поводу: ну взяли на работу, хоть сколько-нибудь платят - украинский студент и за это готов сказать спасибо. Кроме того, работодатели сразу же велели написать заявление об уходе - мол, это абсолютно нормальная вещь при официальном трудоустройстве.

АКЦЕНТ ВЫДАВАЛ МНОГИХ

Потянулись рабочие будни. Работа надоедала все больше и больше - наскучило, как попугай, повторять одно и то же, плюс неуравновешенных клиентов попадалось много. Однажды даже довелось выслушать в свой адрес много испанской ненормативной лексики, а уж как обогатился мой запас английской! Попадались, конечно, и очень доброжелательные представители американской национальности, мило интересующиеся, откуда у меня такой британский акцент - в инязе учат строго в соответствии с классическим стандартом! Многих моих коллег зачастую и вовсе не понимали.

- Не могу взять в толк, почему в колл-центр принимают на работу таких людей, научитесь сначала по-английски разговаривать! - орали раздраженные иностранцы.

Проработав в славной конторе месяц, я решила, что пора сматывать удочки. Я написала заявление об уходе и проработала еще 2 недели (все согласно КЗоТу).

Когда наступил заветный день получения зарплаты, о ней никто не заикнулся! Я для приличия подождала неделю и стала звонить сама. И тут уже началось самое интересное.

НА ПОРОГ ВЕЛЕЛИ НЕ ПУСКАТЬ

Все дальнейшие переговоры я вела с менеджером Марией, девушкой, мягко говоря, категоричной. Она попросила меня перезвонить позже, после чего долго трубку не брала, но я упорно продолжала названивать. Наконец Мария ответила и пообещала выдать зарплату на следующий день. Но на следующий день денег не было. Как, впрочем, и на следующий. И в течение еще месяца. При этом каждый раз у Марии находились отговорки.

Терпение стало подходить к концу, когда она вновь предложила прийти за зарплатой. Опять отправилась я в путешествие по морозу к злосчастному зданию, полчаса ждала возле охраны (внутрь меня уже никто пускать не собирался), и - о чудо! - ко мне спустился сладко улыбающийся менеджер. Мария по неизвестным причинам проехаться в лифте не соизволила. Парень развлекал меня пару минут милой беседой и как бы невзначай выдал белый конвертик.

Ну, я-то девушка воспитанная, не буду же при нем конвертик раскрывать! И зря. Выйдя на улицу и разорвав белую бумагу, я обнаружила до смешного мизерную сумму, втрое меньше той, что мне причиталась.

Я ощутила полное бессилие - что теперь докажешь? Даже в моей трудовой книжке никакой записи не сделали, хотя обещали. Зато этот случай будет мне и многим другим наукой - если не хотите выступать в качестве бесплатной рабочей силы, не попадайтесь на уловки сомнительных компаний. Пусть даже и с красивыми названиями.

КОМПЕТЕНТНО

Не попадайтесь на удочку аферистов

- Первым признаком компании-афериста в данном случае являлось то, что при заключении договора вам не была выдана копия, - разъяснил адвокат Андрей Клименко. - Число копий договора всегда должно соответствовать числу сторон. Кроме того, то, что вас заставили сразу же написать заявление об уходе, и вовсе абсурд, закон ничего такого не предусматривает. Дальше - на нормальном предприятии при получении заработной платы работники всегда должны расписываться в соответствующей ведомости. А если такого не происходит, будьте начеку - вас наверняка хотят кинуть.

Можно ли как-то наказать мошенников? Без документальных свидетельств того, что работник на предприятии трудился, это сложно, но все-таки можно, - продолжает адвокат. - Нужно писать заявление в правоохранительные органы и, если возможно, возбуждать судебное дело. Но вот всю волокиту, с этим связанную, способны вынести только самые ярые борцы за справедливость. Так что пословица «семь раз отмерь - один раз отрежь» действует и тут: прежде чем заключать договор с какой-либо сомнительной фирмой, нужно тщательно проследить за соблюдением всех формальностей.