Почему моряков высаживают на берег?

Очереди в крюинговые компании растут, а одесситов возвращают домой без возмещения транспортных расходов.

Фото Александра Шепелева.

«Отправляют домой до окончания рейса»
Практически у каждого жителя Одессы, Николаева или Херсона есть родственник, близкий или знакомый, моряк. Еще в начале 2008 года в Украине было около 80 тыс. моряков. Сейчас их уже около 95 тыс. Почти половина украинских мореплавателей – одесситы.
И если совсем недавно словосочетание «муж моряк» звучало гордо и вызывало немалую зависть окружающих, то сейчас служителям морской стихии найти работу уже не так легко.
Глобальный экономический кризис в одночасье сократил количество пассажирских и грузовых морских перевозок.
– Содержание судов обходится дорого, поэтому многие из них простаивают в портах, а команду отправляют домой еще до окончания рейса, – комментирует старший механик Петр Кривлюк.

«Чтоб не сидеть на диване, плаваем по Нигерии с комарами»
Неустанно растут очереди безработных в крюинговые компании, которые специализируются на трудоустройстве моряков. Помогает и Интернет. Благодаря сети можно попасть в резервные списки сразу нескольких десятков крюингов. Таким образом, шансы на трудоустройство автоматически увеличиваются.
Особенно нелегко приходится рядовому составу команды (мотористы, электрики, повара, матросы) – вызова на корабль они порой ждут больше года. Правда, нередко им предлагают «скользкие» условия.
– Оклады занижены не меньше, чем на 20 %, зато вознаграждение крюингу за трудоустройство порой больше месячного оклада. К тому же об изменениях в зарплате сообщают чаще всего по прибытии на судно, – сетует кок Николай Стеженко.
Однако от безвыходности одесситы соглашаются на любые условия. И на укомплектованный сирийцами экипаж, который еле говорит по-английски. И на нигерийскую посудину с комарами и тропическими болезнями.

Успели доплыть до причала, прежде чем судно утонуло
Чаще всего моряки жалуются на задержку или невыплату зарплаты, а также на критический возраст кораблей.
– Мы стояли на рейде напротив Ильичевского морского порта. Тут же, при заходе в порт у теплохода «Дудинка» в корпусе нашли трещину, – рассказывает электрик Михаил Сушков. – Слава Богу, успели доплыть до причала, прежде чем судно пошло ко дну. Шутка ли: корабль-то 1965 года выпуска, 44 года на воде!
Чуть легче найти работу командному составу – капитанам, старшим помощникам, старшим механикам, электромеханикам.
– Пригласили работать на крупное судно 2-м механиком за пять с половиной тысяч у.е, – говорит Борис Окунев. – Думал, вернусь – куплю квартиру. За месяц до окончания контракта списали повара и большую часть матросов. Стали готовить сами, по очереди. Потом и меня уволили: мол, слишком дорого обхожусь.
И все же даже несмотря на житейские сложности, желающих уйти в море становится больше.
Более того, к прежней профессии возвращаются бывалые морские волки.