Весь Курск в начале октября обсуждал только одну новость: Николая Занина, фактически хозяина единственного в городе морга, подозревают в убийствах, изнасиловании, поджоге храма... И один бог знает, в скольких еще преступлениях. Его тут же прозвали «черным судмедэкспертом». Пошли гулять по дворам жуткие слухи - мол, сам поставлял «клиентов» себе в морг.
А через несколько дней после ареста Занина, замдиректора «Курского бюро судмедэкспертизы», его труп нашли в следственном изоляторе.
- Перерезал себе вены бритвой, - говорит Максим Рассамакин, старший помощник руководителя Следственного комитета по Курской области.
Не перенес эксперт того, что на этот раз ему не выкрутиться. Хотя, если судить по данным следствия, привык выходить сухим из воды.
ХИТРАЯ БИЗНЕС-СХЕМА
А ведь Занин уже сидел. В конце 90-х он работал заведующим моргом. Но попался на взятке. Вернулся из мест не столь отдаленных в 2002 году. И... тут же был назначен заместителем по экономике директора «Курского бюро судмедэкспертизы» (то есть морга), а на полставки - врачом отдела сложных экспертиз. Похоже, оказался настолько ценным профессионалом, что в курском морге закрыли глаза на его судимость.
Прокуратура засыпала областной комитет здравоохранения протестами - мол, не может человек, попавшийся на взятке, работать в судмедэкспертизе! Но Занин продолжал работать и процветать. Имел квартиру в Курске, загородный особняк, несколько иномарок. Увлекался охотой. С женщинами из-за несдержанного характера не ладилось, близких друзей у него тоже не было. Коллеги признаются, что боялись Занина: очень уж нервным был. Жил один: жена ушла и забрала с собой сына.
- Николай Занин плотно занялся бизнесом: оформил на мать агентство «Курский торговый похоронный дом». Фактически же вел дела он сам, - объясняет Максим Рассамакин.
Более удобную и при этом прибыльную бизнес-схему и придумать сложно! Прямо в морге замдиректора отвел помещение, где «не отходя от кассы» предлагал скорбящим родственникам ритуальные услуги. А самое главное - вся информация о поступивших умерших стекалась к Занину. Он же контролировал выдачу тел родным. И, соответственно, мог предложить все необходимые ритуальные принадлежности раньше конкурентов. А если те покушались на его территорию - становились его «клиентами»...
БОРЬБА ЗА КЛИЕНТОВ НЕ НА ЖИЗНЬ, А НА СМЕРТЬ
И вот они, конкуренты, появились. И не где-нибудь, а прямо под носом - аналогичным бизнесом стали заниматься бывшие коллеги Занина - гражданские супруги Владислав и Елена. Причем они оказались даже расторопнее обленившегося Занина: «ловили» клиентов еще до того, как тела их родственников поступали в морг. Владислав устроился работать на «труповоз» и раздавал безутешной родне свои визитки. Большой кусок пирога на глазах уплывал из рук судмедэксперта.
- И Занин решил убрать конкурентов. Для этого привлек двух своих знакомых - 30-летних ранее судимых парней. Сам все спланировал, а подельникам пообещал деньги, - рассказывает Рассамакин.
Семейную пару заманили в загородный дом Занина - попросили привезти ритуальные принадлежности. Ничего не подозревавшие коммерсанты подъехали на своей машине и вошли в здание. Там их повалили на пол и связали. Владислава на его же автомобиле вывезли в безлюдное место и застрелили из охотничьего ружья. Тут судмедэксперту пригодились профессиональные знания. Своих подельников он подробно проинструктировал, как убивать, чтобы можно было легко имитировать самоубийство.
А с Леной решили расправиться позже.
|
- Медик издевался над девушкой, насиловал ее со словами: «Не бойся, ты все равно умрешь!» - знакомит нас с материалами дела старший следователь Максим Зайцев, который его ведет. - Вдоволь поглумившись над пленницей, Занин вышел из комнаты и дал указание ее задушить. При этом подробно объяснил, как лучше это сделать. Труп конкурентки преступники положили в багажник, отвезли в лес и закопали. Перед этим женщину раздели, одежду сожгли, золото и два мобильника выбросили в реку - так избавлялись от улик.
Занин оценил жизнь каждого из супругов в 2,5 тысячи долларов - по стольку он заплатил обоим сообщникам.
Родные хватились пропавших в тот же день, подали заявление в милицию. Возбудили уголовное дело по статье «убийство», через сутки нашли труп пропавшего коммерсанта. На первый взгляд все действительно выглядело так, будто он застрелился сам. Но! Тело лежало на заднем сиденье машины, а открыта была только передняя дверь. Зачем человеку перелезать через сиденье, если задние двери исправны? К тому же на валявшемся тут же ружье не было отпечатков пальцев Владислава. Как показала экспертиза, на курок нажимал один давний «знакомый» курской милиции. Его тут же арестовали. Выйти на подельников было уже делом техники.
НИЧЕГО СВЯТОГО
- Скорее всего, это не единственное преступление, которое совершил ради своего бизнеса Занин, - считают следователи. - К примеру, в декабре 2005 года было покушение на заведующую моргом, которая пыталась вытеснить похоронный бизнес Занина. Тогда судмедэксперт пообещал тем же двум товарищам 3,5 тысячи долларов за убийство женщины. После двух ударов трубой по голове заведующая выжила. Узнав, что план провалился, Занин заплатил исполнителям лишь треть суммы.
В ноябре 2005 года, за месяц до неудавшегося покушения, та же парочка по приказу Занина подожгла храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Курске. Скорее всего, это была месть настоятелю, который отказался пускать контору «черного судмедэксперта» в свое помещение.
К тому же подельники подожгли «Газель», в которой конкуренты перевозили покойников. Слава богу, никто не пострадал.
И еще. Работая над этим делом, следователи вспомнили про два «висяка». Несколько лет назад пропали два курянина, их тела до сих пор не нашли. Как выяснилось, один из них сидел с Заниным, второй - работал...
...Суд над сообщниками Занина еще не прошел. Скорее всего, их посадят пожизненно.
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Синдром гробовщика
А ведь все началось еще семь лет назад. Когда господин Занин вышел из тюрьмы и тут же устроился на «хлебную» должность. Именно отсюда такое патологическое чувство безнаказанности: раз вчерашнего зека берут замом директора в госконтору, то с такими связями сам черт не страшен! А уж прокурор и подавно...
Да и вообще, образно говоря, Занин больше общался с трупами, чем с живыми людьми. Что он видел, каждый день приходя на работу? Мертвые тела, скорбящих родственников, слезы - и деньги, деньги, деньги... Мозги бизнесмена воспринимали лишь одну нехитрую формулу: труп + слезы - конкуренты = прибыль. Получается, чем меньше значение «конкуренты», тем больше прибыль. И уверенный в своей безнаказанности Занин решил просто вычеркнуть вычитаемое из этой формулы. Они - не люди. Все кругом - не люди, а лишь элементы общего уравнения успеха.
Смерть для дельца была не просто обыденным делом: она приносила доход без лишних стараний, буквально на пустом месте. А значит, положительные эмоции. И тут уже другая формула: одиночество + безнаказанность + легкие деньги на чужом горе + тюремное прошлое. Результат - Занин озверел…